Когда Йо-Йо Ма стал послом доброй воли ООН, работы у него сильно прибавилось.
Фото предоставлено организаторами гастролей
30.11. Концерт Йо-Йо Ма и Кэтрин Стотт. Большой зал консерватории.
Позапрошлой зимой мы так и не дождались Ма. Но сейчас знаменитый китаец, родившийся в Париже, выучившийся в стенах солидной Джульярдской школы на виолончелиста и в не менее солидном Гарварде на антрополога, просто обязан приехать в Россию.
Улыбчивый Ма органично создает вокруг себя некий музыкальный микрокосмос. Переиграв джаз, барокко, классику, фолк, неоакадемизм и электронику, Ма с сумасшедшей скоростью путешествует не только по странам и континентам, но по музыкальным жанрам и веяниям.
За его сотнями записей одновременно гоняются киноманы (виолончель Ма звучит в саундтреках к «Мемуарам гейши», «Накойкаци», «Крадущийся тигр, затаившийся дракон») и аудиофилы (например, за альбомом «Виолончель Вивальди», записанным с Тоном Копманом).
Йо-Йо Ма переиграл не только с классиками, равными Мстиславу Ростроповичу, но и современниками – Стингом, Бобби Макферрином, и не единожды ему аккомпанировала Кондолиза Райс. Уследить за всеми гастрольными передвижениями посла доброй воли ООН не получится. Он постоянно разрабатывает все новые музыкальные прииски. Следуя по маршруту Великого шелкового пути, например, всеядный трудоголик не преминул воспользоваться возможностью и увлечься родными мотивами китайской музыки и одновременно музыкой африканских народов Калахари.
Но Йо-Йо Ма – вовсе не темная лошадка, к его музыкальному таланту уже попривыкли. Поэтому куда как интереснее его партнерша – любительница танго, джаза и хорошего звука – английская пианистка Кэтрин Стотт.
О ее таланте чутко ансамблировать ходят легенды. С Ма они привозят виолончельную классику из сонат Шуберта, Шостаковича и Франка и взрывоопасные опусы Жисмонти и Пьяццолы. За запись музыки последнего они и получили совместную «Грэмми». Правда, у всепокоряющего виолончелиста их пятнадцать, а у Стотт пока одна, и сравнять счет вряд ли получится.