Дирижер-интеллектуал Геннадий Рождественский стряхивает архивную пыль с музыки Шостаковича.
Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)
20.11. Концерт Государственной симфонической академической капеллы России (дирижер Геннадий Рождественский). Фестиваль к 100-летию Дмитрия Шостаковича. Большой зал консерватории.
24.11. Концерт Михаила Плетнева с Российским национальным оркестром и Московским камерным хором. Концертный зал им. Чайковского.
Геннадий Рождественский обычно выступает в Москве один раз в сезон с авторским циклом концертов. Но ради участия в фестивале Московской филармонии, посвященном 100-летию Шостаковича, дирижер-интеллектуал делает исключение из правил.
Как всегда, у Рождественского уже заготовлены комментарии к исполняемым произведениям, тем более в концерте будет мировая премьера – Симфонический фрагмент, сочиненный Шостаковичем в 1945 году. Эти 332 такта музыки, обрывающейся на «полуслове», мы услышим благодаря счастливой случайности: их нашли в архиве Шостаковича – в автографе клавира оперы «Игроки». Заметим, что тематический материал этого фрагмента композитор использовал в неоконченной сонате для скрипки и фортепиано, а позже в Десятой симфонии.
Два других концертных номера – Сюита из музыки к эстрадно-цирковому представлению «Условно убитый» и Поэма на слова Евгения Евтушенко «Казнь Степана Разина». В басовой поэме залихватская роль Степана должна непременно удасться басу Большого театра Александру Киселеву.
Километры нотных листков исписаны Шостаковичем в качестве «прикладного» композитора – музыка к кинофильмам, спектаклям, постановкам. История «Условно убитого», связанная с именами Исаака Дунаевского (дирижировавшего премьерой в 1931 году в Ленинградском мюзик-холле), Леонида Утесова и Клавдии Шульженко, стала для Шостаковича очередной «композиторской обезличкой». Геннадий Рождественский считает по-другому. В 1996 году он воскресил эту партитуру и исполнил впервые после нескольких десятилетий забвения. В понедельник в консерватории «Условно убитый» будет исполнен силами Государственной академической капеллы России.
В пятницу нас ждет еще один выдающийся концерт. Михаила Плетнева называют сумрачным музыкантом, и дело тут не в непроницаемом выражении лица и минимуме показных эффектов при исполнении. Сумрачность Плетнева гораздо мощней. Его суровому аскетизму подошло бы сравнение с монахом-философом.
На концерте 24 ноября в Большом зале консерватории Михаил Плетнев и его любимые музыканты – Российский Национальный оркестр и Московский камерный хор под руководством Владимира Минина исполняют духовные сочинения Сергея Танеева – Кантаты «Иоанн Дамаскин» на слова Алексея Толстого и «По прочтении псалма» на слова Алексея Хомякова. Эта музыка близка Плетневу по духу, и он с сожалением констатирует ее непопулярность: «Устроителей концертной жизни отпугивают неизвестность имени, грандиозные исполнительские ресурсы, которых требует исполнение танеевских произведений, большие финансовые потери, связанные с этим».
В прошлом году первыми, кто не побоялся всевозможных потерь, стали лондонцы, для которых РНО и Камерный хор выступили с этой программой. Гармоничная, высокодуховная музыка Танеева как нельзя лучше контрастирует в концертной афише со множеством заигранных шедевров, которыми мы уже перекормлены.