В этом балете Золушка обходится без хрустальной туфельки. Ей просто позолотили ножку.
Фото предоставлено «Постмодерн-театром»
17–18.11. «Золушка». Труппа «Балет Монте-Карло». На сцене Театра оперетты.
В России ценят звучные титулы, особенно когда они сваливаются на нас из-за границы. Труппу «Балет Монте-Карло», приезжающую в Москву, патронирует Ее королевское высочество принцесса Ганноверская. Согласитесь, это звучит красивее, чем обыденная фраза: «Будут гастроли».
Труппа из средиземноморского княжества имеет длительную и славную историю. В Монако последовательно базировались предшественники нынешней компании: Русский балет Сергея Дягилева и образовавшиеся после распада дягилевской труппы другие балетные коллективы, созданные выходцами из России. В 1985 году принцесса Монако Грейс взяла балет под свое покровительство, впоследствии передав эту роль своей дочери.
Впрочем, глава компании, хореограф Жан-Кристоф Майо не нуждается в том, чтоб прятаться за высокопоставленную особу. Его имя – далеко не последнее в списке лучших хореографов мира. В одной только Франции он награжден тремя орденами за заслуги в искусстве, а до того, как начать сочинять собственные спектакли, много лет танцевал у всемирно известного хореографа Джона Ноймайера в Гамбургском балете.
Одна из канадских газет написала, что балет «Золушка», сочиненный Майо, «красив до боли». Его декорации похожи на книжку с картинками, а для создания обстановки дворца использованы репродукции живописи XVI века, люстры, скопированные из резиденций русских царей, и даже элементы арабского дворца в Йемене. Все это нужно не для бессмысленной роскоши и гламурных вывертов, а для создания эффекта балансирования между реальностью и фантасмагорией.
Сказку Шарля Перро сегодняшние европейские хореографы, как правило, прочитывают сложно. За незатейливой детской сказкой они предпочитают вскрывать уровни для взрослых. Замысел балета описан в буклете так: «Ведомая памятью о матери, Золушка ищет собственный путь в поисках признания и любви среди трагической чрезмерности королевского двора с его сложной привлекательностью».
А тему туфельки, потерянной на балу, Майо переводит в тему ноги. На Золушке нет обуви, зато ее ступня покрыта золотыми блестками, специально напыляемыми феей перед балом. И когда принцу надо опознать героиню, он ничего не примеряет замарашке, просто смотрит на ее ногу – и узнает давешнюю красавицу.
С балетной точки зрения – ход удачный и даже символический. В конце концов, считает Майо, именно нога – «опорная точка танцовщика, точка, с которой он набирает силу для прыжка».