Хотя балету «Вена, Вена...» уже почти четверть века, он все равно смотрится вполне современным.
Фото предоставлено организаторами гастролей
5–7.11. Компания «Бежар балле Лозанн». Концертный зал имени Чайковского.
Предваряя гастроли в России, Морис Бежар написал: «В ХIХ веке уроженец Марселя Мариус Петипа создал великий балет России. В ХХ веке явился другой марселец – Бежар, постигавший классику великих русских Мэтров: Егоровой, Преображенской, Сергеева, Волинина, Волковой, перекинувших мост времен из одного века в другой. Наступает мой черед: с моим современным балетом и моей любовью к России».
В январе следующего года Бежару исполняется 80. Возраст и бурная жизнь берут свое: говорят, мэтр болен, его окружают врачи и лекарства. Но если употреблять выражение «сильный духом», то это про Бежара. Никакие болезни не помешают ему творить.
Морис Бежар – это человек, который сочинил балеты о Египте, Петрарке, Дионисе и французской революции, «оттанцевал» вагнеровское «Кольцо» и штудии Ницше, посвящал балеты матери Терезе, Федерико Феллини и столетию изобретения кинематографа. Мировая культура для Бежара – громадный родной дом, в котором он живет и размышляет. С этим мефистофельской внешности хореографом сотрудничали композиторы Пьер Булез и Нино Рота, эскизы костюмов ему рисовали Джанни Версаче и Жан-Поль Готье, вместе с танцовщиками на сцену бежаровских постановок выходили Жан Марэ и Элтон Джон.
Много лет Бежар жил в Бельгии и оттуда покорял мир своими новаторскими балетами. Так было даже в Европе, видавшей и знавшей в танце всё. Что же говорить об СССР, сидящем на классической балетной диете! У нас бежаровская хореография, показанная на первых его гастролях, когда-то произвела эффект разорвавшейся бомбы. Как это так? В танце сочетается всё – идеальные арабески, пируэты, техника американской модернистки Марты Грэхем (акцент на сексуальной телесности), совсем уж негармоничные корчи, вкупе с элементами восточных, южных и прочих экзотических фольклоров, и Бог знает что еще?!
Бежар многим раскрыл глаза на очевидную, но упорно не признававшуюся истину: о современности и для современности нужно говорить пластическим языком сегодняшнего дня. Теперь хореограф – «живой классик», его стиль растаскан подражателями, а труппа базируется в Лозанне и по-прежнему собирает аншлаги в европейских залах.
За свою жизнь Бежар поставил очень много, в Москву приедут четыре его балета. Один из них – «Искусство быть дедушкой» – размышление о взаимоотношениях балетной труппы с хореографом, который, по словам Бежара, «годится им в деды».
Второй, под названием «Быть может, это смерть?», сделан на музыку Рихарда Штрауса, под которую герой балета вспоминает четырех женщин своей жизни. В спектакле звучат тексты Германа Гессе и немецкого романтика Йозефа фон Эйхендорфа.
Балет «Вена, Вена┘» поставлен в 1982 году, но Бежар уже тогда остро ощущал, что живет не только в конце века, но и в конце некой эпохи и уже можно подводить смысловые итоги.
И, наконец, «Адажиетто», знаменитый отрывок из балета «Чайка», часто исполняемый как концертный номер лучшими танцовщиками мира. В Москве танец на музыку Малера покажет премьер бежаровской труппы Жиль Роман. За исключением «Адажиетто» эти бежаровские балеты в России не показывались никогда.