История игрушечного солдатика стара, как наш мир, закаленный в войнах и сражениях. Одно из свидетельств этому – бронзовые плоские фигурки солдат, найденные при раскопках захоронений Древнего Египта. В гробнице сына одного из фараонов вместе с мумией покоились и его любимые игрушки. Впрочем, и сами древнеегипетские полководцы охотно брали солдатиков в загробный мир. С их помощью было гораздо удобнее изобразить богу Осирису красоту земных побед.
В VII–V веках солдатики стали персонажами игрушечной игры чатуранга – забавы индийских раджей. Это развлечение переняли иранцы и арабы. Позднее путем испанских конкистадоров страсть к миниатюрным боям проникла в Европу.
Европейцы выдвинули свою версию рождения оловянного солдатика. Предками его якобы были лики оловянных святых, нашитые на головные уборы средневековых пилигримов. В часы отдыха странники отцепляли нашлепки со своих шляп и давали поиграть детишкам. Так, святые волей-неволей, обросши военным снаряжением, превратились в вояк-крестоносцев и стали уже не просто игрушкой, а пособием для начинающих рыцарей. Чтобы нагляднее показать тактику боя, в замках разыгрывали настоящие феодальные баталии с участием игрушечных армий.
Чтобы фигурки не ломались при столкновении, их стали отливать из свинца, бронзы или даже серебра. Если у владельца не хватало на это средств, то куколок создавали из папье-маше, дерева и глины. Крестоносцы часто прихватывали их с собой в поход – авось принесут удачу.
В XVII веке наметился явный прогресс в «оловянном» деле. Оно по большей части работало на потребу ребятишек. Авторы стали больше внимания уделять художественному изображению и, что немаловажно, исторической правде. Игрушки рядили в подлинные мундиры, среди них уже можно было различить полководцев и королей.
Особенным мастерством в производстве солдатиков славились итальянцы и немцы. Один из них – знаменитый умелец из Нюрнберга Эрнст Генрихсен в 1839 году не только инициировал появление стандарта плоских фигурок (пешая высотой 32 мм, конная 44 мм, не считая головных уборов), но и фактически создал свой стиль, называемый с тех пор «нюрнбергским». Именно таким был стойкий оловянный солдатик Ганса Христиана Андерсена – великий сказочник обожал эти игрушки.
Если дети из бедных семей довольствовались оловянными пехотинцами, то отроки богатых дворян, вельмож и королей могли себе позволить забавляться фигурками из дорогих металлов.
В семьях коронованных особ игра в солдатики переросла в серьезное увлечение: ее прозвали «хобби королей». Самым крупным войском, как говорят историки, руководил Людовик XIV – его картонная армия насчитывала 20 эскадронов и 10 батальонов. Наследный принц Людовика получил в дар войско из серебра, а позднее сын Наполеона Бонапарта разыгрывал бои с фигурками из золота. Разыгрывал миниатюрные баталии и наследник российского престола Петр Федорович.
Помимо королевских особ игрушечными войнами увлекались полководцы – в России за этим был замечен Александр Васильевич Суворов. Игрывала в это и писательская братия, среди которой особенной страстью отличались Иоганн Вольфганг Гете, Роберт Луис Стивенсон и Анатоль Франс, а затем Артур Конан Дойл и Герберт Уэллс, собравший одну из самых больших коллекций в мире.