Александр Родченко. Лестница. 1930.
Фото предоставлено Московским домом фотографии
2–29.11. Выставка Александра Родченко «Фотография – искусство». Манеж.
«Фотография технически настолько проста и быстра, настолько необходима как прикладная к науке, жизни и технике, что ее еще как таковую, очень близкую и доступную, не считают достойной пророка.
Она, необходимая и доступная, лишена возможности признания в ней гениальных мастеров. Необходимо поднять любовь к фотографии, чтобы фотографии коллекционировали, создавали фототеки, фотовыставки грандиозного масштаба». Так писал Александр Родченков в 1934 году в статье «Фотография – искусство», опубликованной в журнале «Советское фото».
Отстаивал он новое искусство с пылом опытного агитатора, приложив попутно живопись, которой фотография не оставляет будто бы никаких шансов («Композиции, по смелости превосходящие фантазию художников. Композиции, нагруженные формами, против которых Рубенс далеко остается позади. Композиции со сложнейшими узорами, где от голландцев и японцев ничего не остается»), указывал на возможности фотографии («Моменты, которых не знали, а если знали, то не видели вплоть до полета пуль»).
Нашим современникам просто трудно представить себе, как это было: мир, где фотографии еще приходилось пробивать себе дорогу. Александр Родченко – один из двух отечественных фотографов, которых всегда, абсолютно всегда включают во все мировые антологии фотографического искусства (второй – Дмитрий Бальтерманц).
Выставка в Манеже – масштабнейший проект, на который Московский дом фотографии замахнулся в год своего десятилетия. Трудно, в общем, представить себе что-то более приличествующее юбилею самой значимой фотоинституции России, тем более, что небольшие экспозиции Родченко так или иначе были представлены в каждом фестивале, когда-либо проводимом МДФ.
Экспозиция богатейшая: помимо раритетов из собственной коллекции Дома фотографии, будут показаны работы, предоставленные Музеем изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, некоторые отпечатки предоставлены частными собраниями, причем организаторы отмечают, что ряд снимков будет показан широкму зриетлю впервые.
Названия разделов выставки свидетельствуют о том, что в стенах Манежа Родченко действительно будет показан во всех своих творческих испостасях: это «Фотомонтаж», «Круг Родченко, его современники», «Эксперимент и ракурс», «Фоторепортаж», «Москва», «Спорт-парад», «Лирика».