30.10. Премьера оперы Родиона Щедрина «Боярыня Морозова». Большой зал консерватории.
Родион Щедрин давно и очень успешно обосновался в Германии, но сделал щедрый подарок Москве: премьера его русской хоровой оперы «Боярыня Морозова» (именно так озаглавлено сочинение самим автором) пройдет в столице и будет приурочена к фестивалю «Московская осень» и 75-летию хорового дирижера Бориса Тевлина.
«Житие и стражданье боярыни Морозовой и сестры ее княгини Урусовой» на собственное либретто Щедрин сочинил, взяв за основу тексты «Жития протопопа Аввакума» и «Жития боярыни Морозовой», и опера предстает почти как сказание о последних днях святой, умершей за веру.
Из всей исторической правды Щедрин избрал четырех главных героев-солистов: царя-губителя Алексея Михайловича (бас «Геликон-оперы» Михаил Давыдов), протопопа Аввакума (тенор Эндрю Гудвин, один из удачных Ленских в «Евгении Онегине» Чернякова), с которого все и началось по истории, сестры Морозовой – еще одной жертвы религиозного правдолюбия – княгини Урусовой (новосибирское сопрано Вероника Джиоева – ставленница Теодора Курентзиса, запомнившаяся в его летних моцартовских постановках) и самой боярыни Морозовой – в иночестве Феодоры (еще одна звезда «Геликон-оперы» меццо-сопрано Лариса Костюк). Камерный хор Бориса Тевлина, в расчете на который все и писалось, заменяет в опере не только оркестр наряду с трубой (с соло которой все и начинается) и разнообразнейшими ударными (от колоколов до литавр), но и сам становится главным действующим лицом, то сочувствуя, то осуждая, то вознося, то втаптывая (с натуральным освистыванием и гулким топотом).
Предупредим еще раз: хоровая опера Щедрина – трагедийное сочинение. От «Анафемы» сквозь «Угрозы», «Убийство сына», «Пытки», «Плач Аввакума» все приводит к «Смерти». Не сложно предугадать в таком случае и финал: последнее слово, повисающее в воздухе, – «Аминь». Чего еще заслуживает женщина, отрекшаяся от всех мирских благ ради веры? Только покоя.