По крохотным локомотивам и вагончикам вполне можно изучать историю развития железнодорожных сообщений.
Модель железной дороги – занятная детская игрушка. Но замечательна она не только этим. Принцип железнодорожного моделизма в том, чтобы до мельчайшей детали повторить оригинал. Изучая и копируя реальные железные дороги, моделисты хранят их историю.
Выставку «Российские железные дороги в моделях», что проходит с 10 октября по 2 ноября в Политехническом музее, можно окрестить парадом современных Левшей. Публике представлены полторы сотни масштабных моделей подвижного состава, а также зданий, сооружений и сигнальных устройств XIX–XXI веков авторского и серийного производства, созданных в период с 1970-х годов до нашего времени.
Вот миниатюрные рельсы на мостовой, сложенной из серых булыжничков, на них красуется синий вагончик конки с запряженными в него коричневыми лошадками. Зеленые гусеницы электровозов ЧС-1, ЧС-3, ПБ-21 контрастируют с советскими тепловозами 1920–1930-х годов. На случай возгорания среди транспорта найдется пожарная цистерна ПМС, провести научные исследования – вагон-лаборатория, проголодался – вагон-ресторан, если же начнется военная тревога – пожалуйста, вагон БЖРК с ракетной пусковой установкой.
Мохнатые конусы елочек, зеленые лужки с тропками, коричневые домики и белые ангары, а вокруг лилипутской деревни нарезает круги локомотив с вагончиками – это макет станции «Хрустальная». Или вот масштабный макет – «Собирательный образ железных дорог европейской части России 1950–1970-х годов». Питерские умельцы воссоздали и пряничные здания станций, арки туннелей, будки стрелочников, деревянный пешеходный мост и речушки с замершими на них лодками и катерами.
Городок на книжной полке
В сфере железнодорожного моделизма сейчас занято немало предприятий Германии, США, Австрии, Швейцарии и Венгрии, использующих в работе современнейшие технологии. Самые известные из них – Piko, Roco, Maerklin и Hornby. Старейшую немецкую фирму Maerklin в 1859 году в городе Гоппинген основал Теодор Фридрих Вильгельм Мерклин. От производства кукол он перешел к игрушкам для мальчиков. В их числе была и крохотная железная дорога. К 1935 году фирма уже вовсю выпускала маленькие локомотивы с металлическим каркасом и цельнометаллическим кузовом, а низкий центр тяжести вагонов не позволял им сходить с рельсов.
На Международной выставке игрушек в Нюрнберге в 1972 году был представлен клуб миниатюристов Mini Club, строивший крохотные поезда. Воображение публики поразила самая маленькая в мире железная дорога в масштабе 1:220, позволявшая моделировать целые города на книжной полке.
Игрушки Фурцевой
В Россию это увлечение пришло во второй половине XX века. О том, как оно развивалось, мы побеседовали с руководителем секции моделизма Всероссийского общества любителей железных дорог Владимиром Филатовым.
В 1963 году в магазине «Детский мир» впервые организовали выставку-продажу моделей поездов производства ГДР. До этого в СССР привозные железные дороги были большой редкостью. Игрушки немецкой фирмы Piko благодаря хлопотам министра культуры Екатерины Фурцевой с тех пор стали исправно поставлять в Россию.
В простые «стартовые» комплекты за 5 рублей входили рельсовый круг, локомотив, 2 вагона, трансформатор и пульт управления с батарейками. Редкие, коллекционные модели продавались по отдельности: вагоны, локомотивы, рельсы, стрелочные переводы, светофоры и семафоры. Один такой локомотив оценивали в 7–10 рублей. С 1965 года моделисты и коллекционеры стали регулярно встречаться в «Доме игрушки». В 1969 году при музее Московской железной дороги в ЦДКЖ возник Московский клуб железнодорожного моделизма.
Кран Фаберже
Чтобы в подробностях изучить механизм поезда, моделистам необходимы чертежи и фотографии. По словам Филатова, звезду своей коллекции – модель крана ЕДК-1000 (такие стоят на восстановительных поездах) размером 49 см он создавал 3 года, из них 6 месяцев ушло на копирование чертежей. На станции Марк, где стоял восстановительный поезд, чертежи на руки не давали. Пришлось, сидя в «красном уголке», копировать их через кальку. Соратники Филатова прозвали ЕДК-1000 изделием Фаберже.
Большим подспорьем в советское время были альбомы-чертежи паровозов, которые присылали в железнодорожные депо для ремонтных работ. Ходят мастера и в «натуралистские» походы – для фотосъемки. Изготавливать модели в домашних условиях – занятие вредное: сильно подсаживается зрение, болит спина. При обтачивании пластика и сплошной окраске детали в воздухе осаждается масса вредных веществ.
Дизель-поезд из почтового ящика
В СССР модели поездов выпускали в Курске и Белгороде на номерных предприятиях. Тогда в любом «почтовом ящике» должен был быть цех по производству ширпотреба. Таким образом, Курск выпускал паровоз ОВ с тремя вагонами, а Белгород – дизель-поезд ДР-1. После распада страны производство прикрыли за нерентабельностью. Сейчас в России предприятий по производству моделей поездов мало. Выпускают небольшие серии в Москве индивидуальные предприниматели «Теплушка» и «Конка». Крупное промышленное производство есть в Санкт-Петербурге. Научиться железнодорожному моделизму можно в студии при Всероссийском обществе любителей железных дорог, а также в студии при Московском городском дворце детского (юношеского) творчества, которой уже много лет руководит Карел Прохазка – соавтор ныне раритетной настольной книги моделиста «Модели железных дорог». Проблема лишь в том, что нынешняя молодежь, увы, не рвется копировать паровозы.
Детей электрической эпохи за уши не оторвать от настоящих угольных паровозов. | Классический городок в табакерке. |
На создание искусственного ландшафта уходят довольно серьезные деньги. | Управление игрушечной машинерией требует изрядной собранности. Фото Фреда Гринберга (НГ-фото) |
Сколько стоят модели железных дорог
Название | Стоимость |
---|---|
Модели отечественного производства | |
Локомотив (авторская работа) | 300–1000 долл. |
Вагон (авторская работа) | 40-100 долл. |
Паровоз S2/6 BR-15 Museum ep.I | 17 388 руб. |
Паровоз BR 06 DR | 13 662 руб. |
Локомотив V-100 | 5747 руб. |
2-вагонная электричка BR ET 65 (ex.) | 11 087 руб. |
Электровоз Е 95 | 10 350 руб. |
Сортировочный электровоз BLS Te 2/3 | 6768 руб. |
Электровоз E 42 DR зеленый | 3888 руб. |
Санитарный состав J2 (5 вагонов) | 4581 руб. |
Дизель BR-130 101-9 D | 5326 руб. |
Альпийский луг 120x60 см | 250 руб. |
Поляна ⌠Львиный зев■ 27x13 см | 248 руб. |
Модели европейского производства | |
Железная дорога (комплект) Marklin HO Anlage L-Form | 9900 евро |
Паровоз Dingler BR 10 | 4490 евро |
Паровоз Hehr Replica SPUR 0 L70/12920
LNER Cock O’The North |
2490 евро |
Таблицу подготовила Елена Семенова