0
1753
Газета Акцент Интернет-версия

16.10.2006 00:00:00

Экспресс комнатного следования

Тэги: железные дороги, игрушки, фурцева


железные дороги, игрушки, фурцева По крохотным локомотивам и вагончикам вполне можно изучать историю развития железнодорожных сообщений.

Модель железной дороги – занятная детская игрушка. Но замечательна она не только этим. Принцип железнодорожного моделизма в том, чтобы до мельчайшей детали повторить оригинал. Изучая и копируя реальные железные дороги, моделисты хранят их историю.

Выставку «Российские железные дороги в моделях», что проходит с 10 октября по 2 ноября в Политехническом музее, можно окрестить парадом современных Левшей. Публике представлены полторы сотни масштабных моделей подвижного состава, а также зданий, сооружений и сигнальных устройств XIX–XXI веков авторского и серийного производства, созданных в период с 1970-х годов до нашего времени.

Вот миниатюрные рельсы на мостовой, сложенной из серых булыжничков, на них красуется синий вагончик конки с запряженными в него коричневыми лошадками. Зеленые гусеницы электровозов ЧС-1, ЧС-3, ПБ-21 контрастируют с советскими тепловозами 1920–1930-х годов. На случай возгорания среди транспорта найдется пожарная цистерна ПМС, провести научные исследования – вагон-лаборатория, проголодался – вагон-ресторан, если же начнется военная тревога – пожалуйста, вагон БЖРК с ракетной пусковой установкой.

Мохнатые конусы елочек, зеленые лужки с тропками, коричневые домики и белые ангары, а вокруг лилипутской деревни нарезает круги локомотив с вагончиками – это макет станции «Хрустальная». Или вот масштабный макет – «Собирательный образ железных дорог европейской части России 1950–1970-х годов». Питерские умельцы воссоздали и пряничные здания станций, арки туннелей, будки стрелочников, деревянный пешеходный мост и речушки с замершими на них лодками и катерами.

Городок на книжной полке

В сфере железнодорожного моделизма сейчас занято немало предприятий Германии, США, Австрии, Швейцарии и Венгрии, использующих в работе современнейшие технологии. Самые известные из них – Piko, Roco, Maerklin и Hornby. Старейшую немецкую фирму Maerklin в 1859 году в городе Гоппинген основал Теодор Фридрих Вильгельм Мерклин. От производства кукол он перешел к игрушкам для мальчиков. В их числе была и крохотная железная дорога. К 1935 году фирма уже вовсю выпускала маленькие локомотивы с металлическим каркасом и цельнометаллическим кузовом, а низкий центр тяжести вагонов не позволял им сходить с рельсов.

На Международной выставке игрушек в Нюрнберге в 1972 году был представлен клуб миниатюристов Mini Club, строивший крохотные поезда. Воображение публики поразила самая маленькая в мире железная дорога в масштабе 1:220, позволявшая моделировать целые города на книжной полке.

Игрушки Фурцевой

В Россию это увлечение пришло во второй половине XX века. О том, как оно развивалось, мы побеседовали с руководителем секции моделизма Всероссийского общества любителей железных дорог Владимиром Филатовым.

В 1963 году в магазине «Детский мир» впервые организовали выставку-продажу моделей поездов производства ГДР. До этого в СССР привозные железные дороги были большой редкостью. Игрушки немецкой фирмы Piko благодаря хлопотам министра культуры Екатерины Фурцевой с тех пор стали исправно поставлять в Россию.

В простые «стартовые» комплекты за 5 рублей входили рельсовый круг, локомотив, 2 вагона, трансформатор и пульт управления с батарейками. Редкие, коллекционные модели продавались по отдельности: вагоны, локомотивы, рельсы, стрелочные переводы, светофоры и семафоры. Один такой локомотив оценивали в 7–10 рублей. С 1965 года моделисты и коллекционеры стали регулярно встречаться в «Доме игрушки». В 1969 году при музее Московской железной дороги в ЦДКЖ возник Московский клуб железнодорожного моделизма.

Кран Фаберже

Чтобы в подробностях изучить механизм поезда, моделистам необходимы чертежи и фотографии. По словам Филатова, звезду своей коллекции – модель крана ЕДК-1000 (такие стоят на восстановительных поездах) размером 49 см он создавал 3 года, из них 6 месяцев ушло на копирование чертежей. На станции Марк, где стоял восстановительный поезд, чертежи на руки не давали. Пришлось, сидя в «красном уголке», копировать их через кальку. Соратники Филатова прозвали ЕДК-1000 изделием Фаберже.

Большим подспорьем в советское время были альбомы-чертежи паровозов, которые присылали в железнодорожные депо для ремонтных работ. Ходят мастера и в «натуралистские» походы – для фотосъемки. Изготавливать модели в домашних условиях – занятие вредное: сильно подсаживается зрение, болит спина. При обтачивании пластика и сплошной окраске детали в воздухе осаждается масса вредных веществ.

Дизель-поезд из почтового ящика

В СССР модели поездов выпускали в Курске и Белгороде на номерных предприятиях. Тогда в любом «почтовом ящике» должен был быть цех по производству ширпотреба. Таким образом, Курск выпускал паровоз ОВ с тремя вагонами, а Белгород – дизель-поезд ДР-1. После распада страны производство прикрыли за нерентабельностью. Сейчас в России предприятий по производству моделей поездов мало. Выпускают небольшие серии в Москве индивидуальные предприниматели «Теплушка» и «Конка». Крупное промышленное производство есть в Санкт-Петербурге. Научиться железнодорожному моделизму можно в студии при Всероссийском обществе любителей железных дорог, а также в студии при Московском городском дворце детского (юношеского) творчества, которой уже много лет руководит Карел Прохазка – соавтор ныне раритетной настольной книги моделиста «Модели железных дорог». Проблема лишь в том, что нынешняя молодежь, увы, не рвется копировать паровозы.

Детей электрической эпохи за уши не оторвать от настоящих угольных паровозов. Классический городок в табакерке.
На создание искусственного ландшафта уходят довольно серьезные деньги. Управление игрушечной машинерией требует изрядной собранности. Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

 

Сколько стоят модели железных дорог

 

Название Стоимость
Модели отечественного производства
Локомотив (авторская работа) 300–1000 долл.
Вагон (авторская работа) 40-100 долл.
Паровоз S2/6 BR-15 Museum ep.I 17 388 руб.
Паровоз BR 06 DR 13 662 руб.
Локомотив V-100 5747 руб.
2-вагонная электричка BR ET 65 (ex.) 11 087 руб.
Электровоз Е 95 10 350 руб.
Сортировочный электровоз BLS Te 2/3 6768 руб.
Электровоз E 42 DR зеленый 3888 руб.
Санитарный состав J2 (5 вагонов) 4581 руб.
Дизель BR-130 101-9 D 5326 руб.
Альпийский луг 120x60 см 250 руб.
Поляна ⌠Львиный зев■ 27x13 см 248 руб.
Модели европейского производства
Железная дорога (комплект) Marklin HO Anlage L-Form 9900 евро
Паровоз Dingler BR 10 4490 евро
Паровоз Hehr Replica SPUR 0 L70/12920

LNER Cock O’The North

2490 евро

Таблицу подготовила Елена Семенова


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1253
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3122
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2219
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1774

Другие новости