30.09, 1.10. «Времена года». Труппа «Балле Прельжокаж». Московский музыкальный театр им. К.Станиславского и В.Немировича-Данченко.
Анжелен Прельжокаж известен в России как своеобразный хореограф и как возмутитель спокойствия православных фундаменталистов. Его предыдущие московские гастроли ознаменовались скандалом: группа верующих потребовала запретить показ спектакля Прельжокажа «Благовещение» за «кощунство», потому что роль ангела в балете исполняла женщина. Ревнители, разумеется, балета не видели и, запрещая его заочно, не знали, что кощунством в целомудренном спектакле не пахло.
Имя этого француза из бедной семьи албанских эмигрантов специалисты называют в числе наиболее интересных хореографов конца ХХ – начала XXI века. С 1984 года Прельжокаж ставит балеты в собственной труппе, давая более ста представлений в год и успевая много работать «на стороне». Предложив в свое время собственную версию «Свадебки» Стравинского, хореограф продолжил успех технократической «Ромео и Джульеттой» в Лионе, созданной в оформлении знаменитого автора комиксов Энки Билала. С тех пор постановщику регулярно заказывает балеты Парижская опера («Парк», «Казанова» и «Медея»), а театры мира, от миланского Ла Скала до нью-йоркского Сити балле, не менее регулярно его приглашают.
Балет «Времена года» сделан совместно с художником Фабрисом Ибером, работающим в объединенном жанре «рисунок–инсталляция–видео–скульптура». Ибер известен как автор так называемых прототипов предметов в действии, проще говоря – арт-проектов, играющих с необычным применением обычных вещей. Он, например, загружает в самосвал «самый большой в мире кусок мыла» и возит двадцатидвухтонную инсталляцию, вошедшую в Книгу Гиннесса, по городам, называя все это собственным автопортретом – «нечто выскользающее из рук».
Прельжокаж утверждает, что «пригласить данного художника на данный проект весьма рискованно. А раз так, значит, совершенно необходимо». Все правильно, потому что риск невелик. Художник мечтает открыть в известной вещи нечто еще непознанное? Значит, Прельжокажу надо пригласить Ибера сценографом в балет «Времена года». Ведь он и сам хочет поработать с музыкой особенно, так, чтобы отвлечь зрителя от «заигранности» знаменитого вивальдиевского «опуса номер 8».
Танец, по замыслу хореографа, призван найти «неожиданности, теневые стороны и тайны» партитуры, убрать из зрительского восприятия растиражированную «чувственную метеорологию» и привнести в четыре времени года четверку эмоций – всплеск, экзальтацию, зависание и вибрирование. Для этого автор вводит в балет существ, похожих то на людей, то на диковинных животных. Во «Временах года» юноши в ярко-оранжевых майках гоняются за рыжей девушкой в зеленом купальнике, нечто черно-мохнатое соседствует с неким, гладко-лягушачьим, а загадочная дама на высоких каблуках балансирует на огрызке колеса. В общем, все умело зависают, со вкусом экзальтируют и весело вибрируют.