Для того чтобы почувствовать легкость бытия, сначала нужно понять, что такое эллинг и европоддон. Эллинг – это техническое помещение для хранения яхт. На месте бывшего пансионата «Клязьминское водохранилище» такое сооружение спроектировал архитектор Евгений Асс. Говорят, по размерам оно чуть уступает московскому Манежу. А Юрий Аввакумов на этом пространстве выстроил 7 павильонов и смотровую вышку – и все из европоддонов (деревянной тары, предназначенной для перевозки грузов). Говорят, по задумке это должно напоминать ВДНХ.
Вот здесь-то, в эллинге, среди европоддонов на протяжении недели шла масштабная выставка Виноградова и Дубосарского «Легкость бытия», на которой можно было увидеть более 50 картин – сами художники признаются, что до этого не делали таких больших экспозиций.
Посетители медленно перемещаются по эллингу под музыку Моцарта, посещая павильоны, в которых вывешены полотна, посвященные следующим реалиям: «Космос и мы», «Человек и дегенеративное искусство», «На дне и метафизика предмета», «Веласкес и фауна», «Девушки и оружие», «Спорт и танцы», «Здесь и сейчас».
Некоторые аспекты из перечисленного уже и до этого занимали звездный дуэт. Например, еще в 2003 году под воду они помещали различных гламурных персонажей, которые в легких блестках морской зыби занимаются развеселыми делами.
Теперь там оказались не люди, а всевозможные предметы: экскаватор, шезлонг, качели и даже глобус с обозначенными на нем материками, морями и океанами.
Но не только в воды были отправлены действующие персонажи и предметы, но и в космос, например. Инопланетная жизнь на картинах кажется легкой, нисколько не пугающей. Вот в павильоне «Космос и мы» свадьба на Луне. Жених в костюме советского космонавта, невеста в белом платье, а также инопланетянин с тюльпанами, радующийся созданию ячейки общества. Либо же совсем бытовая история под названием «Чаек поспел» – на некой планете сидит задумчивый юноша, а перед ним на костре закипает вода в котелке. Не хватает только комаров и бородатых людей с гитарой.
Наибольшей популярностью среди взрослых посетителей выставки пользовался павильон «Девушки и оружие». Заходишь – действительно девушки, почти все с голой грудью, молодые и красивые. Одна, например, раздевается рядом с батареей центрального отопления (полотно так и называется – «Начало отопительного сезона»). Другая лежит у окна, а там вдали видны башенные краны («Химки строятся»). Но ни у одной из них в руках нет не то чтобы ружья, но даже перочинного ножа. Где же? – недоумевает зритель. Не успевает в голове зародиться мысль, что красота, возможно, страшное оружие, как ты замечаешь еще две картины, повешенные на стену у входа и сразу не видимые. Вот там-то пожалуйста – и автоматы, и пистолеты. Но без представительниц прекрасного пола. Девушки отдельно, оружие отдельно.
А на детей, которых на вернисаже в день открытия было довольно много, наибольшее впечатление производит «Веласкес и фауна». «Ой!» – радостно воскликнула на весь зал маленькая девочка, разглядывая парадные портреты обезьян, и гепардов. Фауна на картинах выглядит так, как ты представляешь ее в детстве до посещения зоопарка и созерцания этих равнодушных к тебе существ в клетках.
Достопримечательностью вернисажа стало масштабное полотно 3х8 метров «С чего начинается Родина» – результат коллективного труда. Художники Виноградов и Дубосарский нарисовали эскиз и пригласили его раскрасить известных банкиров, предпринимателей и издателей, среди которых, например, бы замечен Петр Авен, президент Альфа-банка. Понять, как шла работа, можно благодаря фотографиям, развешенным на стенах. В пустом эллинге, освещенном солнцем, люди в белых халатах, улыбаясь, работают над полотном. Из-за всего антуража они даже больше похожи на инженеров, проектирующих машину будущего.
Кстати, рабочие халаты тоже зачем-то вывешены в павильоне. Самый испачканный, если верить табличке, принадлежит Дубосарскому.
Картина получилась очень жизнеутверждающей, Родина у нас начинается с чего-то лучезарного – красивые подтянутые люди стоят на берегу, предположительно Пироговского водохранилища, и с улыбкой смотрят вдаль. Рядом с ними животные, но не вредоносные, а, наоборот, друзья человека.
«Сам я легкость бытия ощущаю редко, – сказал Владимир Дубосарский, – но стремлюсь к этому... Что же касается выставки, то она нам вообще нелегко далась. Сжатые сроки плюс такой большой объем, работа с архитектором. Все было на грани фола. Но, наверное, легкость бытия двигала нами, когда мы все-таки рискнули и взялись это осуществить. И это ощущение помогало нам в процессе. Если бы мы слишком напряглись, ничего не получилось бы».
Виноградов и Дубосарский тоже решили посмотреть, с чего же теперь начинается Родина. Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото) | Вид сверху: маленькие коробки в одной большой. |
Такое искусство заставляет двигаться. | Внезапно человек распахивает плащ – а там опять картины. |