Неизвестно, что вызывает больший энтузиазм у любителей музыки: юбилей Шостаковича или возвращение Ростроповича?
Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)
100-летие со дня рождения Д. Шостаковича. 25.09. Большой зал консерватории. 25.09. Большой театр. 27.09. Светлановский зал ММДМ.
Непосредственно в день рождения Шостаковича – 25 сентября – отличится Московская филармония. Ей удалось заполучить Мстислава Ростроповича. Правда, в этот же вечер Большой театр решил отметить круглую дату постановкой оперы «Леди Макбет Мценского уезда» с Геннадием Рождественским за дирижерским пультом. И тот и другой почитаемы, и тот и другой – светила и легенды музыкального искусства. Рождественский – завсегдатай столичных залов, в отличие от Ростроповича, суровый бойкот которого на целых восемь лет распространился не только на столичную прессу, но и на слушателей.
Для дирижерских откровений Ростропович выбрал Государственный академический симфонический оркестр им. Светланова. Итогом должно стать почти эталонное исполнение Восьмой симфонии Шостаковича, ведь еще студентом Ростропович слышал ее на репетициях Е.Мравинского в присутствии автора, да и запись именно этой симфонии с одним из западных коллективов Ростропович считает лучшей в своей дискографии. Также прозвучит Первый скрипичный концерт в интерпретации Виктора Третьякова.
Дом музыки вместит в один концерт 27 сентября 100-летие Шостаковича и открытие очередного концертного сезона в Светлановском зале. Не соревнуясь с филармонией персонами, Спиваков сделал ставку на программу концерта. Вступлением станет увертюра к опере «Тангейзер» Вагнера и «Симфония псалмов» Стравинского. А кульминацией – вокально-симфоническая поэма Шостаковича на стихи Е.Евтушенко «Казнь Степана Разина» в исполнении Национального филармонического оркестра, Хора Академии хорового искусства и солиста Мариинского театра Сергея Алексашкина (бас). О поэме не без иронии писал сам композитор: «Для доброжелательной и суровой критики есть материал. Например, часто я впадаю в грубый натурализм. Натурально изображен зуд в ляжках срамных девок. Натурально изображены блохи, перескакивающие с армяков на шушуны и т.д. Не говорю уже об общей порочности концепции». На самом деле Шостакович с большим трепетом относился к «Казни», в особенности к трагической судьбе главного героя, – играя ее на фортепиано для друзей, он, не стесняясь, плакал. Премьера поэмы не обошлась без сюрпризов. Предчувствуя неодобрительное отношение «верхов» к сочинению, солист, репетировавший главную партию, не явился на генеральную репетицию. Правда, концерт, пусть и с заменой, все же состоялся. Грандиозный успех у публики, и ни строчки в газетах – таков был итог премьеры. Сейчас нечастые исполнения поэмы не вызывают боязни, да и не замалчиваются, – строчки о музыке пока не пишут «по указке».