28.09–1.10. Фестиваль американского кино «Образы Америки». ЦДП.
28.09–10.10. Ретроспектива фильмов Масаки Кобаяси. ЦДХ, кинотеатр «Салют».
Фестиваль американского кино «Образы Америки», впервые проходящий в Москве, предлагает забыть о растиражированной американщине, напичканной смертельными астероидами и космическими пришельцами, – ведь верхушка айсберга дает мало представления о подводном гиганте.
Раздел кинофестиваля «Гении начинались так» послужит вступлением для программы «ИндиВид» (одноименный фестиваль независимого кино прошел в Москве в 2005 году). Центры ее притяжения – альтернативные режиссеры Тодд Хейнс и Гас Ван Сент. В этот раз на вооружение взяты дебютные вещи мэтров. Это скандальный «Яд» Тодда Хейнса по мотивам романов Жана Жене, повествующий о сексе и насилии, изгоях общества и секс-меньшинствах, а также «Плохая ночь» Гаса Ван Сента о трагедии героя, влюбленного в мексиканца-нелегала.
Шокирующую альтернативу сменит спокойная «Классика Голливуда» с картинами периода холодной войны, наименее известными российскому зрителю. Знаменитый жанр «вестерн» можно увидеть в исполнении классиков. Это «Ранчо с дурной славой» Фрица Ланга, бежавшего от фашизма в Америку (в фильме, кстати, снялась Марлен Дитрих). Будут «Необузданные» Николаса Рея, прославляющие родео. И еще лирическая комедия «Безоговорочно» Мервина Ле Роя, известного советскому зрителю мелодрамой «Мост Ватерлоо». Самая серьезная и обширная программа фестиваля называется «Экран.doc» – тут жанр документалистики. Взять хотя бы «Убийственный мяч» Генри Алекса Рубина и Дана Адама Шапиро, герои которого – соперничающие между собой игроки регби, соревнующиеся┘ в инвалидных креслах. Половину программы «Экран.doc» займет ретроспектива знаменитого документалиста Фреда Уайзмена – последователя репортажного стиля.
Забавное совпадение: одновременно с «Образами Америки» в Москве пройдет ретроспектива остро социального классика японской режиссуры Масаки Кобаяси, первый серьезный фильм которого «За толстой стеной» носил антиамериканскую направленность. Закончив токийский Университет Васэда, Масаки Кобаяси в 1942 году был призван в армию. Будучи пацифистом, в знак протеста против жестокостей войны он остался рядовым: эти годы определили тематику его искусства.
Начнется ретроспектива с нетрадиционного для Кобаяси фильма «Кайдан». Стилизованная постановка фантастических новелл Лафкадио Херна исследует область иррационального, играя с цветом и освещением. Второй фильм «За толстой стеной» – первый серьезный дебют. Вместе с писателем Кобо Абэ Кобаяси создал сценарий по дневниковым записям мелких военных преступников и показал беспомощность положения людей, вынужденных выполнять приказы начальства. Вслед за этой картиной – три части мощной эпопеи «Удел человеческий» – экранизации шеститомного романа Дзюмпэя Гомикавы «Условия человеческого существования» (каждая картина – по три часа!). Главный герой романа – пацифист Кадзи подобно Кобаяси против своей воли отправлен в армию и должен совершать насилие. Гораздо интереснее для русского зрителя – черно-белый фильм «Харакири» о жестокости древнеяпонской традиции. Бедность для самурая – позор, поэтому он должен себя порешить, причем не стальным мечом (который продан), а бамбуковым.