16–28.09 Фестиваль Earlymusic. Камерный зал ММДМ, Музей-усадьба Останкино, Театр Васильева.
Как бы Москва ни пыталась обзавестись собственным фестивалем старинной музыки, главные аншлаговые концерты исполнителей на исторических инструментах в столице проходят благодаря организаторам фестиваля Earlymusic, инициированному восемь лет назад петербуржцами. Первые несколько лет концерты проходили только в Северной столице, но энтузиазм поклонников из разных городов, которые специально приезжали в Санкт-Петербург послушать Жорди Саваля с Hesperion XXI или Il Giardino Armonico, не остался незамеченным, и теперь фестиваль раширил сферу своего влияния на Первопрестольную, а также Нижний Новгород и Пермь. Нынешний, девятый по счету форум проходит под лозунгом «Время игры». Собственно, каждый прошедший до этого музыкально-исторический экскурс рождал обстановку то безумных игрищ, то интеллектуальных забав сродни «игре в бисер», поэтому подобное заглавие не интригует, но поясняет – скучно не будет.
Вообще аутентисты – люди самоотверженные, так как для того, чтобы заиграть, им необходимо сначала наглотаться архивной пыли и проштудировать горы старинных трактатов: только так можно приблизиться к исторической правде звучания сочинений, иначе ты не аутентист, а шарлатан. На четырех московских концертах отряхивать пыль веков с как хорошо известных сочинений, так и с редкостных манускриптов будут признанные мастера – ансамбль Il Fondamento, лютнист Пол О’ Детт и виолончелист Брюно Коксе сотоварищи (Les Basses Reunies), а также представитель молодого и незнакомого (пока!) поколения – двадцатисемилетний клавирист из ЮАР Кристиан Безуденхаут.
Честь открыть фестиваль по праву принадлежит бельгийскому ансамблю Il Fondamento во главе со своим создателем – гобоистом и дирижером Паулем Добрехтом. Ведь ни один значительный барочный фестиваль не проходит без их участия, и Earlymusic пополнил этот солидный список. 16 сентября в Камерном зале Дома музыки брюссельские барочники исполнят четыре сюиты И.С. Баха. Щемящую «Лютневую музыку королевских дворов Европы» представит легендарный американский лютнист (а по совместительству директор Бостонского фестиваля старинной музыки) Пол О’Детт 17 сентября в Музее-усадьбе Останкино. 21 сентября в Театре Васильева универсальный клавишник Кристиан Безуденхаут на хаммерклавире будет от пассажа к пассажу виртуозно протаптывать свой исполнительский путь от сочинений Л.Кожелуха, И.К. Баха, Г.Бенды к опусам Моцарта. Его сольный концерт так и называется «Вокруг Моцарта». Les Basses Reunies («Обьединенные басы») – вовсе и не певческий ансамбль (как можно было бы подумать, исходя из названия), а, напротив, инструментальный. До Театра Васильева, где 28 сентября будет проходить их выступление, доберутся три исполнителя (количественный состав ансамбля всегда разнится в соответствии с программой) – барочные виолончелисты Брюно Коксе и Матюрен Матарель и клавесинист Бертран Кюийер. В концерте под заголовком «Путешествие в Италию» итальянское барокко будет представлено сочинениями Джеминиани, Габриэли, Фрескобальди, Скарлатти, и Вивальди. Les Basses Reunies – большие экспериментаторы в области звуковой палитры, по словам самих музыкантов, они стремятся к такой вибрации жильных струн, которая давала бы ощущение света.