Весь 2006 год Шостакович был для музыкальных театров лучом света в темном царстве.
Фото Михаила Логвинова/Большой театр
14–29.09. Музыкальный фестиваль «Шостаковичу посвящается». Большой театр.
Осенним фестивалем в честь Дмитрия Шостаковича Большой театр отмечает 100-летие со дня рождения композитора. Идея фестиваля проста: показать все опусы Шостаковича, включенные в репертуар театра. И это будет смотр по полной программе – в Большом поставлены почти все сочинения юбиляра, созданные им для театра. С ними композитору не везло: его оперу и балеты сталинский режим признал вредными для диктатуры пролетариата.
«Болт» – «производственный» балет, созданный на либретто о советском заводе и борьбе с вредителями. Несмотря на животрепещущую тогда тему, власти спектакль не приняли, и он исчез с афиш на десятилетия. Только в позапрошлом году новую, достаточно ироническую версию поставил худрук балета ГАБТа Алексей Ратманский. Самое интересное в «Болте» – декорации художника Семена Пастуха, огромные движущиеся роботы с дистанционным управлением. За эту работу Пастух получил премию Национального театрального фестиваля «Золотая маска». За время фестивальных показов «Болт», как балетный эксклюзив Большого, будет записан на DVD французской компанией и 24 сентября показан по европейскому телеканалу ARTE.
«Светлый ручей» – еще более титулованный по части театральных призов балет Ратманского. Награжден и сам опус, и исполнители главных партий Мария Александрова и Сергей Филин. Они, кстати, будут танцевать и в рамках фестиваля. «Ручей» – смешная комедия положений про довоенный колхоз на Кубани и приезжих артистов, которые вместе с колхозниками то и дело попадают в водевильные ситуации. Только что балет собрал чрезвычайно хвалебные отзывы британской критики на гастролях балета ГАБТа в Лондоне. История первого «Ручья», не нынешней постановки, а того балета, что поставили в 1930-е годы, еще более грустная, чем у «Болта». Спектакль про колхоз удостоился передовицы сталинской «Правды» под названием «Балетная фальшь» с соответствующими оргвыводами для авторов спектакля.
Конечно, «Леди Макбет» тогда досталось еще больше. «Сумбур вместо музыки» – это про оперу Шостаковича так выразился «отец народов». К счастью, время показало, кто был прав – гений или Сталин. На сентябрьском фестивале оперой продирижирует Геннадий Рождественский, бывший худрук ГАБТа, который несколько лет назад возглавил театр на непродолжительный срок и ушел оттуда по собственному желанию, громко хлопнув дверью. Теперь состоялось примирение, и ходят слухи, что эта встреча Рождественского с Большим – не последняя.
Третий балет Шостаковича – «Золотой век» – в Большом театре поставил Юрий Григорович. Это премьера прошлого года. Действие происходит в 20-е годы прошлого века на юге России. Григорович приписал музыке новое либретто о столкновении рыболовецкой артели комсомольцев и бандитской шайки из ресторана, в котором гуляют нэпманы и рождаются весьма знойные пляски.
Намеченная на вторую половину сентября большая выставка «Шостакович и ГАБТ» отменяется. И не по вине Большого театра: в последний момент не удалось договориться с намеченным выставочным залом. Вместо роскошных декораций и костюмов из опер и балетов Шостаковича, поставленных в ГАБТе за много лет, увы, придется довольствоваться лишь фотовыставкой в фойе театра.