13–25.09. Выставка венгерской фотографии «1930–2005. Русские хроники». ММСИ.
С венгерской фотографией общественность знакома хорошо. К слову, еще два года назад в Москву привозили сто лучших снимков этой легендарной школы. Впрочем, сейчас представляется возможность увидеть явление немного в ином ракурсе и даже, можно сказать, с неожиданной стороны. Новую выставку, которая откроется 10 сентября, решили сделать вдвое больше (всего там будет около 200 работ из собрания Венгерского музея фотографии, Ассоциации венгерских журналистов и личных архивов авторов) и объединить общей темой – фотографии о России.
Многие из этих снимков в свое время так и не были опубликованы, не прошли цензуру как «неоднозначные» или же «недостаточно официальные». Например, на выставке можно посмотреть репортажи 1930-х годов Яноша Райзмана – рабочие, отдыхающие в парке, постановка «Кармен» на летней эстраде – и как будто заново открыть для себя этого фотографа. «Его альбомы, выпущенные в свое время, содержали только скучные официальные фото, – считает куратор выставки Андраш Банкути, – к счастью, в Венгерском музее фотографии хранятся снимки, отражающие и другие стороны жизни советских людей (несмотря на то, что большинство негативов было в свое время конфисковано органами госбезопасности)».
Самая ранняя фотография, представленная на выставке, сделана Андрашем Кертешем в 1916 году в прифронтовой зоне, самые поздние датируются нашим временем.
Так получилось, что почти все знаменитые на весь мир венгры в разное время приезжали работать в Россию. Роберт Капа, столп фотожурналистики и автор легендарных военных хроник, посетил СССР в 1947 году вместе с Джоном Стейнбеком. Программа путешествия была довольно насыщенной – они побывали в Москве и Сталинграде, потом отправились в Грузию и Украину. Для интереса перед посещением экспозиции можно освежить в памяти «Русский дневник» Стейнбека, чтобы потом интереснее было сравнивать прочитанное с визуальным рядом. Младший брат Роберта Корнель Капа был в России в 1950-х, тогда-то и сфотографировал Бориса Пастернака – как раз в то время, когда он был объявлен лауреатом Нобелевской премии.
А ныне здравствующий классик Деметр Балла, который в 1970-х работал в СССР в журнале «Советский Союз», был буквально-таки свидетелем знакомства Марины Влади и Высоцкого. Говорят, он даже ездил с ним вместе на гастроли по стране.
Подборка получилась разноплановая, но очень любопытная. Конечно, при просмотре у многих может возникнуть ощущение, что родились и жили они в какой-то другой стране. Но в этом и заключается, наверное, особенность взгляда со стороны – когда можно заметить такие вещи, на которые сами жители перестают обращать внимание.