Задворки шапито выглядят очень кинематографично.
Фото Романа Мухаметджанова (НГ-фото)
На конец лета приходится разгар выступлений разъездных цирков шапито. Только по Подмосковью в настоящее время дают представления девять подобных цирков. Несмотря на то что их работа должна контролироваться Министерством культуры того региона, где цирки шапито собираются развлекать местных жителей, на деле все обстоит несколько иначе.
В отделе по досуговой деятельности Министерства культуры Московской области «НГ» не смогли сообщить, где и когда в Подмосковье будут выступать разъездные цирки. Хотя в министерстве и признают, что должны получать информацию от администраций районов, к которым шапито обязаны обращаться за разрешением на размещение и выступления.
По сути, единственной организацией, контролирующей цирковую деятельность в России, является «Российская государственная цирковая компания» (Росгосцирк). Но и там могут отвечать только за те цирки, которые подведомственны непосредственно им. Другой же структуры, которая бы отслеживала работу частных цирков шапито, как выяснилось, не существует.
О том, что зачастую происходит в частных шапито, «НГ» рассказал начальник департамента организации гастролей Росгосцирка, заслуженный работник культуры России, академик Валерий Глозман. По его словам, в структуру Росгосцирка входят всего два выездных цирка, действующих в настоящее время. «Остальные шапито к нам не имеют никакого отношения. Почти все они принадлежат частникам, и это безобразные цирки», – утверждает Глозман.
«Порой эти частники выступают под эгидой Московского цирка, – рассказывает академик. – Например, у супруги нашего гендиректора Мстислава Запашного был интересный номер с удавами, позже она перестала с ним работать. Так вот, я знаю, что по Крыму ездила женщина с ее афишей и работала под ее именем». Несколько дней назад в Росгосцирк пришло письмо от известного дрессировщика Николая Сквирского. «В настоящее время в астраханском цирке проходят гастроли. При этом усиленно рекламируется номер, называемый «Пять минут страха – покорительница львов и львы на свободе», – цитирует письмо Валерий Глозман. – В нем участвуют один леопард с атрофированными задними конечностями и молодой лев. Кульминацией трюка является медленное перешагивание льва с одной низкой тумбы на другую. Иначе чем позором цирка это назвать трудно».
Точно так же, по словам академика, обстоят дела во всех частных шапито. Разрешение на работу, по мнению Глозмана, им получить очень просто: «Пришел в муниципалитет, заплатил и получил». «Мне трудно сказать, можно ли это сделать официально. Сплошь и рядом такие цирки выступают вообще без лицензий. По идее, за то безобразие, которое творится в частных шапито, должен отвечать отдел культуры администрации города. У нас, правда, нет информации, делают ли что-либо там для того, чтобы как-то регулировать деятельность этих шапито, или нет... Пока в России не появится ведомство, которое бы контролировало деятельность частных цирков, они будут творить все, что захотят», – сказал «НГ» Валерий Глозман.
По мнению академика, оборудование, которое используют в частных шапито, зачастую не отвечает никаким требованиям. «Обязательно в цирках шапито должен быть инженер по установке конструкций и инженер по технике безопасности. В частных же цирках таких специалистов нет: там работают непрофессиональные люди», – говорит Валерий Глозман.
Несколько иного мнения придерживается известный российский дрессировщик Аскольд Запашный. «На любом производстве происходит какое-то количество ЧП. Среди директоров шапито может быть десяток непрофессионалов, у которых вообще все плохо, начиная от содержания животных и заканчивая чем угодно, но это не есть система шапито как таковая – здесь, как и в любом другом ведомстве, все зависит от руководства и персонала... Существуют шапито, в которых абсолютно нормальные директора и артисты. Такой цирк не будет иметь проблем в принципе, если там нормальный руководитель», – считает Аскольд Запашный.
═
Происшествия в цирках шапито
11 апреля 2002 года в городе Одинцово Московской области из передвижного цирка «Звезда» сбежал лев и напал на 16-летнюю девушку. Дрессировщики, прибежавшие на ее крик, разжали зверю челюсти и утащили льва обратно в клетку. Пострадавшая, которая получила несколько укусов, была госпитализирована.
27 апреля 2003 года из шапито «Московский передвижной зверинец № 2» ООО «Эдпарк», приехавшего в подмосковный Сергиев Посад, сбежали два льва. Дрессировщику Григорию Короткову удалось загнать одного льва в вольер, где тот смертельно ранил его. Прибывшие к месту происшествия милиционеры застрелили зверя, находившегося в клетке. Льва, оставшегося на свободе, удалось загнать за ограду находящейся рядом церкви, а после – в само здание храма. Возбужденного хищника также пришлось застрелить.
18 мая 2003 года на северо-западе столицы из цирка шапито, расположенного в парке отдыха на улице Свободы, сбежала лама. Животное около часа бродило по улице, пока его уже на Сходненской улице не решился поймать проезжавший мимо водитель. Мужчина по мобильному телефону вызвал спасателей и милицию, и спустя полчаса животное вернули в цирк, представители которого так и не заметили пропажи.
30 мая 2003 года в Барнауле во время открытия гастролей театра «Темп» с участием Большого московского государственного цирка обвалилась конструкция амфитеатра шапито, в результате чего ушибы и ссадины получили семь зрителей, а еще трое, в том числе ребенок, с переломами были госпитализированы.
12 июня 2006 года на севере Москвы в парке на Флотской улице, где выступал передвижной цирк, шимпанзе искусала дрессировщика. Как выяснилось, группа нетрезвых дрессировщиков вывела из клетки обезьяну на прогулку, угостила ее спиртным, после чего спустила с поводка. Некоторое время шимпанзе прыгала по деревьям, а позже напала на одного из дрессировщиков.