Андре Ланской. «Композиция на желтом фоне». 1960 г.
Парижская галерея «Минотавр» и ее владелец господин Бенуа Шапиро, похоже, нашли себе пристанище в Москве. И не где-нибудь, а на Волхонке, в новом здании Музея личных коллекций. Не так давно «НГ» писала об открытии в этом музее выставки Сержа Шаршуна из коллекции галереи «Минотавр» (см. материал Парижская школа возвращается в Москву), а с завтрашнего дня там выставляются полотна Андре Ланского.
Как и в случае с Шаршуном, выставка анонсируется как проект «из частных французских собраний», однако имена коллекционеров не называюется. И еще в одном эти экспозиции близки – столь крупные ретроспективы выходцев из России, влившихся в ряды так называемой парижской школы, раньше у нас никогда не проводились. Более 60 работ Андре Ланского, привезенных в Москву из Парижа, отражают все основные периоды и направления в творчестве художника.
«Русский француз» Андрей Ланской, или Андре, как его принято называть на французский манер, граф, выпускник петербургского Пажеского корпуса, первые уроки живописи получил в киевской школе Экстер. Потом была недолгая служба под знаменами Белой гвардии и эмиграция через Константинополь – в Париж. Здесь его судьба определилась быстро. Академия Гранд Шомьер, художественная мастерская Судейкина, первый выставочный опыт в экспозиции русских художников «Удар» в галерее «Ликорн» в 1923 году, еще через год Осенний салон, на котором его картину «Свадьба» отметил Вильгельм Уде, один из первых коллекционеров Пикассо, Дюфи, Дерена, Вламинка и Брака. А дальше – успех, внимание маститых критиков и известных коллекционеров, персональные и совместные с другими художниками выставки по всему миру, долгая жизнь и последний покой, как и полагается русскому графу, на Сен-Женевьев-де-Буа.
В 1920-е годы Ланской работает в технике примитивизма. Среди современников уже тогда его выделяет прежде всего цветовая гамма ярких, мажорных тонов. А все дальнейшее развитие стиля Ланского определяется его же афоризмом: «Цвет имеет тенденцию разрушать форму». Живописные работы «зрелого» Ланского легко узнаваемы – большой размер, яркие краски, беспредметные композиции, появившиеся в его творчестве после 1937 года под влиянием идей соотечественника Кандинского и швейцарца Клее. После войны эти художественные находки вырастут в целое направление, одним из основателей которого считается Ланской, которое будут называть то «лирической абстракцией», то «абстрактным экспрессионизмом», то «неформальным искусством» или «action painting».
Его творческая активность не ограничивалась только живописью. Он создает коллажи и разрабатывает картоны для настенных ковров, эскизы тканей и вышивок, работает в книжной иллюстрации.
Все его наследие, разумеется, осталось во Франции. К нам его привозят на международные салоны и музейные выставки французские галеристы и коллекционеры. Они показали нам Шаршуна и Ланского. Кто будет следующим?