Конверты некоторых пластинок не менее узнаваемы, чем самые популярные мелодии того времени.
Чем отличается коллекционирование грампластинок как главного источника популярной музыки второй половины ХХ века от коллекционирования грампластинок как антикварного предмета? Во-первых, полным пересмотром иерархии виниловых ценностей. Самыми дорогими оказались фирменные, «родные» диски, особенно пластинки так называемой «первой печати», однако неожиданно высокое место на этой лестнице заняли «демократы» – пластинки производства Восточной Европы. Польские диски Чеслава Немена и SBB, венгерские Lokomotiv GT и Bergendy, чехословацкие Blue Effect и Collegium Music, румынские Pheonix и др., которые в свое время относились к пластинкам второго сорта, теперь стоят в десятки раз дороже Deep Purple или Beatles, отпечатанных в престижной Германии или Франции. А первая пластинка югославской группы Bijelo Dugme – «Kad bi bio bijelo dugme» (Jugoton, 1974) вообще находится в числе самых дорогих виниловых раритетов в мире. Но наибольшую метаморфозу претерпели пластинки отечественного джаза, которые никогда в дефиците не числились, – иногда их можно было купить как уцененный товар за┘ 30–40 копеек при номинальной цене советского диска 2 руб. 15 коп. Теперь уцелевшие немногочисленные экземпляры (их тираж составлял 3–5 тыс. копий) стали российской твердой валютой на мировом рынке антикварного винила. Их охотно коллекционируют поклонники джаза на Западе, а любители этой «музыки толстых» – далеко не самые бедные люди. Нужно оговориться, что настоящую цену платят только за пластинки отличной («mint») или хотя очень хорошей («very good») сохранности. Вообще сохранность в огромной степени влияет на стоимость коллекционного диска. И в первую очередь сохранность конверта («sleeve»), так как он изнашивается намного быстрее самой пластинки. Конверт виниловой пластинки – это еще один аспект, отличающий ее от компакт-диска. Некоторые образцы конвертов теперь имеют большую художественную ценность, чем та музыка, которую они были призваны графически оформить.
Наиболее интересными с точки зрения дизайна являются альбомные конверты – «gatefold sleeve», иногда весьма замысловатые по конструкции и, кроме того, содержащие разные дорогие сердцу коллекционера мелочи – плакаты, вкладки, открытки и т.д. Но самыми дорогими с точки зрения сохранности являются пластинки фабрично запечатанные («factory sealed») или хотя бы распечатанные, но сохранившие оригинальную упаковочную пленку («shrinkwrap»). В международной практике существует специальная шкала оценки сохранности виниловых грампластинок, кроме уже упомянутых, существуют еще «excellent», «good» и «fair», но пластинки в этой сохранности, как правило, коллекционной ценности уже не представляют. Что касается форматов винилового диска, то предметом собирательства являются два наиболее распространенные из них, 30-сантиметровый «long play» (LP) на 33 оборота, и 18-сантиметровый «single play» (SP) на 45 оборотов, так называемая «сорокопятка». Интересно, что вопреки распространенному мнению не все виниловые пластинки «черненькие». Существуют диски, отпечатанные на цветной пластмассе – «colour vinyl» и даже диски с цветной картинкой в теле пластмассы – «picture disc». Понятно, что пластинки такого необычного вида стоят дороже стандартных, антрацитового цвета.
Фото предоставлено автором
Встречаются среди пластинок и всякого рода окказиональные редкости, например, когда музыкальное содержание диска (чаще одной его стороны) не совпадает с информацией на этикетке-«яблоке» («label»), так называемые «mispressed records». Понятно, что такой фабричный брак делает пластинку редкой, а следовательно, и более дорогой, хотя надо сказать, что коллекционеры винила в отличие от филателистов не особенно гоняются за такого рода редкостями...
Специфика отечественного собирательства виниловых пластинок состоит и в том, что в нашей стране главным объектом коллекционирования являются пластинки большого формата – LP и почти совершенно игнорируются «синглы» (SP), не получившие у нас распространения, но весьма почитаемые среди западных коллекционеров. В свое время такие пластинки были предназначены для безотлагательного употребления (в том числе и в автоматах «juke-box», которые эти пластинки быстро приводили в негодность), поэтому естественная убыль синглов огромна, чем в основном и вызвана их высокая стоимость на вторичном, антикварном рынке.
Что касается актуальных цен на коллекционный винил, то ответ здесь однозначный – они растут. Первопечатную («1-st press») пластинку исполнителей первого ряда уже трудно купить дешевле, чем за 100 долл., а цена таких безусловных редкостей, как, например, «Dark Side of the Moon» группы Pink Floyd (EMI, 1973), может зашкаливать и за тысячу долларов. Цены на пластинки Восточной Европы начинаются от 10–15 долл. и заканчиваются несколькими сотнями. В этом отношении самыми перспективными являются виниловые пластинки советского джаза, которые на Западе стоят не меньше 30–40 долл., а у нас их еще можно купить за 100 рублей. Но в жизни все меняется, и особенно в таком молодом и динамично развивающемся направлении собирательства, как коллекционирование виниловых пластинок.