Многие жители мегаполиса не знают, как выглядит настоящий Петрушка.
Фото предоставлено театром «Бродячий вертеп»
У Александр Грефа, создателя театра «Бродячий вертеп» (ярмарочное представление традиционного Петрушки) совершенно особый подход к работе на улице. Ссылаясь на опыт лондонского панчмена Конрада Фредерикса, он считает, что Петрушка обязательно должен выступать перед проходящими людьми и непременно за деньги. «Конрад Фредерикс неоднократно подчеркивает этот момент, – рассказывает Александр Греф, – мне сначала это было непонятно, сквалыга какой-то, думал я». Но именно то, что Петрушка не только привлекает людей, которые останавливаются посмотреть его представление, но и еще собирает с них деньги, дает возможность работать на все сто процентов. «Когда выступаешь перед людьми в зале, которые купили билеты, то ясно, что они никуда не уйдут, – говорит Александр Греф, – а на улице не прощается ни одна заминка, здесь невозможно расслабиться, иначе твой зритель пройдет мимо».
Конрад Фредерикс вообще работает со своим Панчем (английским Петрушкой) на Ковент-Гарден, в центре Лондона, где пробегают толпы деловых и незаинтересованных людей. Причем, чтобы стимулировать себя, выходя на улицу, панчмен, уже состоятельный и респектабельный англичанин, не берет с собой денег даже на чай.
«Так работать безумно тяжело, – считает Александр Греф, – только представьте себе, что Игорь Фокин, который выступал с куклами в Кембридже, в благодатнейшем месте, перед публикой, его обожавшей, в 36 лет умер от инфаркта через несколько часов после представления».
В России поводов понервничать гораздо больше. Например, с Петрушкой театр «Бродячий вертеп» выходит на Арбат. В один из дней их просто оттуда «выдавили», не дав даже начать представление. Иногда публика ведет себя неадекватно, мешает. В Санкт-Петербурге, откуда недавно вернулся театр, некий пьяный человек все пытался подарить Петрушке свою зажигалку, и урезонить его было проблематично. «Человек с колесной лирой, ширма и женщина-актриса – это довольно хрупкая конструкция, – говорит Александр Греф, – могут, не дай бог, сломать инструмент, который стоит довольно дорого».
Однако, несмотря на все сложности и препятствия, петрушечное представление всегда пользуется неизменным успехом на улицах.