3, 4, 5.07. Опера «Дидона и Эней». Центр им. Мейерхольда.
В музыкальном искусстве количество разнохарактерных опер на любовный сюжет поражает воображение. И как ни странно, не текст «Энеиды» Вергилия, послуживший источником для либреттиста Наума Тейта, а именно выразительная музыка Перселла заворожила Бродского.
Опера английского композитора Генри Перселла «Дидона и Эней» – в ряду избранных. Ниточка от английского шедевра тянется к российскому. Посылка, привезенная Анной Ахматовой по просьбе поэта Стивена Спендера из Англии для пинаемого властями Иосифа Бродского, содержала вместе с шарфом (для тепла) пластинку с записью «Дидоны и Энея». Спустя несколько лет Бродский напишет под аналогичным заголовком: «Великий человек смотрел в окно, а для нее весь мир кончался краем его широкой, греческой туники...»
Оперу на мифический сюжет о трагической любви царицы Карфагена Дидоны и героя Энея Перселл написал для детского праздника по заказу женского колледжа в Челси. Творению «британского Орфея» – так по аналогии с одноименным сборником песен композитора англичане прозвали своего музыкального гения – суждено было ждать своего часа почти три века.
На афишах музыкальная история Дидоны и Энея появлялась с незавидной точностью – раз в век. Не хотели браться директора театров за мучительную историю с предельно экспрессивным финалом: знаменитая предсмертная ария-пассакалия главной героини – крик отчаяния измученной души, а слезы зрителей прибыли не принесут.
Только в конце XIX столетия постановка в Лондоне наконец-то стала путевкой в жизнь для оперы. В России «Дидона и Эней» не делит подмостки с «Травиатой» или «Евгением Онегиным». Пунктирные постановки английского шедевра удачно удавались разнокалиберным коллективам – от детских спектаклей в творческих студиях до репертуарных постановок ведущих театров. И такая разница в актерско-режиссерской начинке не противоречит исторической практике.
По замыслу Перселла актеры должны были играть на сцене драматические роли. Предстоящая постановка, где упор делается именно на актерскую игру, будет первой попыткой создать из оперного жанра настоящий драматический спектакль.
Опекуном и художественным руководителем постановки стал Дмитрий Бертман, чьи воспитанники – выпускники гитисовской мастерской исполнят партии главных героев, матросов и ведьм. Режиссерский состав: дирижер Вячеслав Валеев, режиссер Юрий Хочин, художник Максим Обрезков, оркестр «Студия Новой музыки». Заслужит ли эта юношеская попытка показать «любовь как она есть» пристального зрительского внимания, можно будет узнать уже на следующей неделе.