Мировая каллиграфия неотделима от письменности, поэтому танцевать надо от печки. Первую в мире письменность изобрели древние шумеры в IV тыс. до н.э. Это была клинопись. На глиняных табличках они выводили черточки с клиновидными утолщениями на конце: получались рисунки-идеограммы. Утеряв связь со значением, они стали иероглифами. Клинопись насчитывала примерно 900 знаков. Наравне с шумерами работали в этом направлении и египтяне. Набор иероглифов был на треть меньше, зато рисунки – очень точны и могли обозначать абстракцию: ваза с изливающейся водой – прохлада, согбенный человек – старость.
Мореплаватели-финикийцы занесли алфавит в Грецию, и в III в. до н.э. на его основе возникло греческое капитальное письмо. Переработанные греками знаки были стройнее, проще и в отличие от финикийского левостороннего письма взяли равнение направо. Переходный бустрофедонический метод письма копировал труд землепашца, который, пройдя борозду, поворачивал быка на вторую с обратного конца. Римское письмо делилось на квадратные капиталы, которые высекали на камне, и повседневный курсив, который при помощи стила выводили на вощеных табличках. В конце I в. н.э. под влиянием Востока римская каллиграфия приобрела округлость форм – возник шрифт унциал.
После падения Римской империи унциальные шрифты проникли в Европу и породили ирландско-англосаксонскую, меровингскую, вестготскую и староиталийскую ветви. Они успешно развивались в монастырских скрипториях. Ирландско-англосаксонский шрифт, впитав в себя скандинавские руны, был изломан и угловат. Сжатое, высокое и узловатое меровингское письмо – красиво, но неудобочитаемо. Широкий и жирный вестготский шрифт, наоборот, читался прекрасно. Староиталийские типы, развившиеся в монастырях бенедиктинцев Монте Кассино и Боббио, родили каролингский минускул, отличительная черта которого – первые прописные буквы «минускулы».
В XI–XV вв. в архитектуре и каллиграфии Европы пришло время готики. Круглые арки стали стрельчатыми, кружочки и эллипсы букв – миндалевидными. Взгляни на рукопись тех времен, – и увидишь густой лес букв с надломленными концами. Готическое письмо превращало текст в плотную ткань, ее назвали текстурой. Строгую форму готики в XV веке разработали испанцы, самый красивый образец – итальянская круглоготическая ротунда. Древнерусская каллиграфия шла своим путем: летописи ХV–ХVII вв. плели вязью. уквы образовывали как бы вышивку или орнамент. Сплошной текстовый массив шел без прописных букв и интервалов. Заставкой была замысловатая композиция с заглавной буквой – «инициалом» в виде человечка, животного или птицы.