0
1135
Газета Акцент Интернет-версия

28.06.2006 00:00:00

На ход быка

Тэги: каллиграфия, история


Мировая каллиграфия неотделима от письменности, поэтому танцевать надо от печки. Первую в мире письменность изобрели древние шумеры в IV тыс. до н.э. Это была клинопись. На глиняных табличках они выводили черточки с клиновидными утолщениями на конце: получались рисунки-идеограммы. Утеряв связь со значением, они стали иероглифами. Клинопись насчитывала примерно 900 знаков. Наравне с шумерами работали в этом направлении и египтяне. Набор иероглифов был на треть меньше, зато рисунки – очень точны и могли обозначать абстракцию: ваза с изливающейся водой – прохлада, согбенный человек – старость.

Мореплаватели-финикийцы занесли алфавит в Грецию, и в III в. до н.э. на его основе возникло греческое капитальное письмо. Переработанные греками знаки были стройнее, проще и в отличие от финикийского левостороннего письма взяли равнение направо. Переходный бустрофедонический метод письма копировал труд землепашца, который, пройдя борозду, поворачивал быка на вторую с обратного конца. Римское письмо делилось на квадратные капиталы, которые высекали на камне, и повседневный курсив, который при помощи стила выводили на вощеных табличках. В конце I в. н.э. под влиянием Востока римская каллиграфия приобрела округлость форм – возник шрифт унциал.

После падения Римской империи унциальные шрифты проникли в Европу и породили ирландско-англосаксонскую, меровингскую, вестготскую и староиталийскую ветви. Они успешно развивались в монастырских скрипториях. Ирландско-англосаксонский шрифт, впитав в себя скандинавские руны, был изломан и угловат. Сжатое, высокое и узловатое меровингское письмо – красиво, но неудобочитаемо. Широкий и жирный вестготский шрифт, наоборот, читался прекрасно. Староиталийские типы, развившиеся в монастырях бенедиктинцев Монте Кассино и Боббио, родили каролингский минускул, отличительная черта которого – первые прописные буквы «минускулы».

В XI–XV вв. в архитектуре и каллиграфии Европы пришло время готики. Круглые арки стали стрельчатыми, кружочки и эллипсы букв – миндалевидными. Взгляни на рукопись тех времен, – и увидишь густой лес букв с надломленными концами. Готическое письмо превращало текст в плотную ткань, ее назвали текстурой. Строгую форму готики в XV веке разработали испанцы, самый красивый образец – итальянская круглоготическая ротунда. Древнерусская каллиграфия шла своим путем: летописи ХV–ХVII вв. плели вязью. уквы образовывали как бы вышивку или орнамент. Сплошной текстовый массив шел без прописных букв и интервалов. Заставкой была замысловатая композиция с заглавной буквой – «инициалом» в виде человечка, животного или птицы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1352
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3233
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2328
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1864

Другие новости