0
785
Газета Акцент Интернет-версия

26.06.2006 00:00:00

Профилактика для Айвазовского

Тэги: живопись, хранение, реставрация


живопись, хранение, реставрация Работа реставраторов во многом похожа на работу пластических хирургов: при помощи скальпеля и ватного тампона они делают старое новым, уродливое – прекрасным.
Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)

В огромном зале на столах с кажущейся беспорядочностью разложены пожелтевшие листы. Из-под толстого белого шерстяного сукна виднеется краешек небольшой акварели. Пионер с советского плаката укоризненно смотрит на карандашный рисунок. Взгляд получается подслеповатым: пионер был написан гуашью 80 лет назад и теперь срочно нуждается в реставрации.

Рано или поздно любому коллекционеру, решившему собирать графику, акварели и прочие произведения искусства, созданные на бумаге или картоне, придется обратиться к реставраторам. Особенно тяжело работать с вещами советского периода: тогдашняя бумага была чудовищно плохого качества, содержала древесные опилки и оттого желтеет и сыплется куда быстрее, чем хотелось бы.

Кстати, именно по этой причине отечественные реставраторы графики считаются лучшими в мире: опыт, накопленный в борьбе с советской бумагой, позволяет им работать с чем угодно. Если у вас есть ценный рисунок, заниматься им должны специалисты. Имеет смысл обращаться во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени Грабаря или в реставрационные центры при крупных музеях: например, при Третьяковской галерее, Музее архитектуры им. Щусева и Музее изобразительных искусств им. Пушкина. Существуют и частные мастерские, но музейные работники не советуют иметь с ними дело: им часто приходится встречаться с последствиями неудачной реставрации.

Моя собеседница вспоминает: «Принесли нам однажды работу – графику Айвазовского, которую покрыли лаком. Слезно молили: снимите лак. А мы не можем. Все, сгубили. Всякое бывает: приносят вещи, испорченные после выставок – их неправильно закрепили или прорвали, снимая. Да и просто неумелое хранение дает о себе знать: к примеру, работа лежала в папке не того размера, температура и влажность воздуха была неправильной». Вопрос еще и в том, что реставратор должен знать, какие химические препараты применял его предшественник, так что лучше доверить предметы из своей коллекции одной мастерской, которая будет следить за ними долгие годы. При этом, как ни странно, стоимость реставрационных работ редко превышает 100 долларов. Времени же на саму работу уходит довольно много – от двух-трех недель и до нескольких месяцев.

Главные проблемы, с которыми сталкиваются владельцы, – разрывы листа и утраты (кусочки бумаги могли оторваться сами, над ней могли поработать мыши или огонь), пятна разного происхождения (жир, воск, фруктовый сок и вино), просто затеки, плесень (коричневая, черная, розовая и так далее), чернильные надписи, проступающие на рисунке печати и штемпели, сделанные химическим карандашом надписи и доставшиеся в наследство от прежних реставраторов наклейки (безыскусные попытки подлатать бумажный лист), следы клея (казеинового, столярного, ПВА, синтетического и особенно страшного для реставраторов силикатного) и даже скотча, экскременты клопов и мух (так называемый мушиный засид, локальный или рассеянный). А бывает, что рисунок ранее был наклеен на фанеру, и тогда на лицевой поверхности листа проступает фактура дерева.

Орудия реставраторов – это специальные скальпели, шпатели, ластики, ватные тампоны, разные химические препараты и простая вода, клей (его варят сами реставраторы на плитке и хранят в холодильнике) и специальные прессы. В каждой солидной мастерской есть гигантское количество листов и обрывков разной бумаги, которую используют в работе. Многие рецепты не меняются с годами: осыпающееся изображение до сих пор предпочитают закреплять не химическими препаратами, а желатином (рассказывают, что встречали и сахарную пленку).

Хранить коллекцию нужно особым образом, проложив изображение бескислотной или микалентной бумагой. Под воздействием света и перепада температур бумага начинает разрыхляться. Поэтому желательно соблюдать правильный режим: идеальная влажность составляет 50%, температура 18–20 градусов. Нормально отреставрированные экспонаты, если с ними обращаться бережно, будут храниться еще 50–100 лет. Но каждые 20 лет их все равно нужно носить на профилактику – обычно дело ограничивается увлажнением листа.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1656
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1034
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
748
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1023

Другие новости