0
2598
Газета Акцент Интернет-версия

14.06.2006 00:00:00

Тальянка для буревестника революции

Тэги: гармонь, баян, аккордеон


гармонь, баян, аккордеон Маленькая фисгармония своим звучанием легко способна заполнить концертный зал.

Каких-нибудь полвека назад в деревенских домах и на городских улицах правили бал гармонь, баян и аккордеон. Вздыхающие, разливистые меха несли публике богатый и насыщенный звук, словно не один инструмент играет, а целый оркестр. Дело в том, что помимо мощных мехов, качающих воздух, у гармошки в наличии две клавиатуры, одна из которых отвечает за ведущую мелодию, а другая – за аккомпанемент, и нажатие одной кнопки вызывает не одну ноту, а целый аккорд.

Чтобы посмотреть на эти инструменты, услышать их вживую и познакомиться с потрескивающими раритетными записями, далеко ходить не надо – в Москве неподалеку от Триумфальной площади разместился единственный в России Музей русской гармоники Мартиновича Мирека. Он признан крупнейшим в мире, за ним следуют собрания в Клингентале (Германия) и Кастель-Фидардо (Италия), а также Музей аккордеона в США.

Детище чешского инженера

Вроде бы первую русскую гармонь изобрел в 1783 году в Санкт-Петербурге чешский инженер Франтишек Киршник. Она была похожа на миниатюрное темно-коричневое пианино, верхняя дека как бы разломлена на две половинки, на каждой из которых – рукоятка. Это пневмы для накачки воздуха. Звукообразующая начинка – ряд вибрирующих язычков. Перебирать клавиши первому гармонисту приходилось одной рукой.

Тальянка, хромка, черепашка

С конца XVIII века по всей России началось производство гармоней. Гармони, при растяжении и сжатии мехов дающие один звук, называли «ливенка», «русская венка», «хромка». Разные звуки рождали гармони «тальянка» (сокращенно от «итальянка»), «черепанка», «тульская» и «вятская». По количеству рядов на правой клавиатуре гармошки делили на одно-, двух- и трехрядки.

Делали инструмент долго: на весь процесс уходило от нескольких месяцев до двух лет. Внутри мастер ставил печать, дабы можно было отличить подделку на знаменитейшей ярмарке гармоней в Нижнем Новгороде. Оригинальные приметы в выполнении гармошек позволяли определить, откуда они родом. В Санкт-Петербурге, к примеру, делали гармонь со срезанными уголками, в Вологде украшали ее резными железными кружевами. Выпускали игрушечные гармоники размером со спичечный коробок – «колибри» или «лилипуты» (в конце концов за ними закрепилось название «черепашки»). Встречались и гармони в форме тюбетейки. Выглядело очень забавно, когда во время представления музыкант вдруг начинал играть на головном уборе. Как только не играли на своих инструментах виртуозы-скоморохи – за спиной, за головой и даже под коленкой! Порой, не прекращая игры, они прыгали через нее, как через скакалку.

Баян для Бояна

Отличительным знаком гармониста был кожаный пояс, шитый золотыми и серебряными нитями и украшенный драгоценными каменьями. Чем искуснее игрок, тем шире и богаче пояс. Поясом неимоверной ширины обладал гармонист-самородок Петр Емельянович Невский, живший в Петербурге во второй половине XIX века. Родившись в семье сапожника, Петр в 14 лет заинтересовался гармоникой. Ни у кого не учась, он играл без нот по слуху. Смешным, нарочито измененным голосом он исполнял под гармошку забавные песенки, бытовые и фабричные частушки. К 1871 году феноменальный игрок покорил широкую сцену, получал поздравительные грамоты от российского императора и от зарубежных монархов.

В 1883 году Петр Ильич Чайковский открыл гармонике блестящие перспективы, в сюите № 2 он ввел ее в симфонический оркестр. В партитуре было помечено: «Для надлежащего эффекта этой пьесы аккордеоны весьма желательны и необходимы».

В начале XX века с гармоникой выступали Федор Шаляпин и Леонид Утесов. Прекрасно играл на ней Максим Горький. Венцом же русского гармонного мастерства в 1907 году стал баян, изготовленный мастером Петром Стерлиговым. Это была кнопочная четырехрядная гармонь с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре, басами и полным аккордовым аккомпанементом – на левой. Свой инструмент Стерлигов назвал в честь древнерусского певца-сказителя Бояна, упомянутого в «Слове о полку Игореве».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
814
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
918
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
563
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
661

Другие новости