15–22.06. Фестиваль «Шведское кино в России-2006». Центральный дом предпринимателя.
Девиз нынешнего фестиваля «Sweden: Upgrade» не должен смутить киномана, ценящего традиции шведского кино и шедевры Ингмара Бергмана. Серьезность тем и психологизм свидетельствуют: шведское кино живо, современная когорта держит равнение на мастера. Не зря в программу вошла документальная картина Мари Нирерёд «Остров Бергман: Ингмар Бергман об острове Форё, кино и жизни». Пару лет назад немало шума наделал среди шведской публики фильм Марии Блум «Деревенщина», завоевавший в 2004 году призы Шведского киноинститута. Основа сюжета – вечная тема конфликта столицы и провинции. Яркая героиня Миа, сотрудница крупной компьютерной компании, приезжает из Стокгольма в дом своих родных на 70-летний юбилей отца, а там не то что скука – там просто ужасы в духе «Господ Головлевых». Селяне обитают в мирке зависти и сплетен, скрашиваемом самогоном и поездками на снегоходах. Вообще тему непонимания между членами одной семьи в Швеции любят: в фильме «Дочери Гарри» режиссер Ричард Хуберт рассказывает историю двух беременных сестер, которые возненавидели друг друга после выкидыша, приключившегося у одной из них.
Более экстремальный полигон избрал модный шведский режиссер – Йосеф Фарес. Его картина «Зозо», получившая приз Союза шведских кинокритиков за лучший фильм 2005 года, стала третьей частью автобиографической эпопеи. Герои Фареса – двенадцатилетний мальчишка и его родители собираются выехать из охваченного войной Ливана в Швецию. Фортуна им изменяет: в дом попадает бомба. Выживший пацан, собрав весь скарб, летит на самолете в чужую страну, где вместо пуль и снарядов его ожидают косые взгляды расистов. Более спокойная вещь – фильм Кая Поллака «Как на небесах», повествующий об известном дирижере, уехавшем в деревню своего детства на севере Швеции и ставшем там руководителем местного церковного хора. Как говорят организаторы, за первые месяцы проката фильм собрал в Швеции больше зрителей, чем заключительная часть трилогии «Властелин колец».
Документалистика фестиваля тоже довольно любопытная. В картине Ирины Макридовой «Русская Вера и Швеция» собрана уникальная информация об эмигрировавшей в Швецию накануне революции дочери русского дипломата Вере Сагер. Она основала в центре Стокгольма храм во имя Сергия Радонежского и организовала в доме своего мужа, шведского дипломата Лео Сагера, светский «русский салон». Сведения о Вере почерпнуты из бесед режиссера с княжной Людмилой Александровной Демидовой-Лопухиной.
В детском разделе – фильм «Объявлена посадка» режиссера Эллы Лемхаген, получившей приз за режиссуру на XVIII Московском международном фестивале фильмов для детей и юношества. Ситуация картины близка «Близнецам» Эриха Кестнера: одиннадцатилетние Юлия и Мартин, страдающие от равнодушия родителей, меняются местами. А еще дети смогут посмотреть довольно симпатичные мультфильмы Торбьорна Йанссона из серии «Петтсон и Финдус».