21–30.05. Фестиваль «Ударные дни Марка Пекарского». Рахманиновский зал Консерватории, Дом музыки, культурный центр «Дом».
Тридцатый год Марк Пекарский руководит своим уникальным ансамблем и уже в третий раз проводит свои «Ударные дни»: не обороняет остервенело чистоту жанра, а зовет к себе передовых граждан мира, группами и порознь, чтобы раздвинуть музыкальные горизонты абонементной и клубной публики. «Ударные дни» – это и семинар, и лаборатория, и полигон, но прежде всего – десятидневный концертный фестиваль. На этот раз в нем участвуют два абсолютно разных ансамбля ударных – американские барабанные агрессоры So Percussion и академичная креатура Lugano Percussion Group, которую собрал из своих швейцарских учеников румынский профессор Мирча Арделиану. Маэстро Арделиану выступит и с ансамблем, и соло: 25 и 27 мая в Рахманиновском зале Консерватории. А композитор-колдун Дэвид Ланг не станет ничего играть, но зато проведет 22 мая шумовой мастер-класс, на который уже сейчас съезжаются барабанщики со всего бывшего Союза.
21 и 23 мая So Percussion сыграют в Консерватории две аутентичные программы из опусов Стива Райха – живого классика минимализма-репетивизма. В таком количестве эта музыка никогда прежде не звучала в Москве.
Фестиваль совпал сразу с тремя юбилеями. Стиву Райху исполняется 70, Владимиру Мартынову – 60, а собственно ансамблю ударных инструментов Марка Пекарского – 30. О классике русского минимализма – Мартынове – разговор особый. Когда Пекарский спросил у композитора разрешения записать несколько его произведений, Мартынов свирепо пообещал Пекарского убить, если тот еще раз задаст такой вопрос. Потому что все произведения Мартынова для ударных написаны специально для ансамбля Пекарского и ему посвящены, а не будь ансамбля – то и музыки бы этой никогда не было. И остался бы Мартынов без-ударным минималистом.
В понедельник 29 мая Пекарский выведет ансамбль на сцену камерного зала Дома музыки, чтобы исполнить «Обретение абсолютно прекрасного звука» и все прочие произведения Мартынова для ударных, написанные за 30 лет жизни ансамбля. Это – апофеоз: то, ради чего, собственно, все затевалось.
«Ударные дни» завершатся жирным многоточием: из Берлина приезжает давний сообщник Пекарского, джазовый хулиган и саксофонист Александр Пищиков. После концерта в клубе «Дом» вечером 30 мая дуэт Пищиков–Пекарский переместится на джазовый фестиваль в Архангельском, чтобы и там взбодрить снулую галстучную тусовку.