Современные пилотируемые змеи – кайты – давно перестали быть нехитрой детской забавой. Теперь это серьезный спорт для увлеченных людей.
Фото Михаила Лоськова
Официальной родиной воздушных змеев считается Китай. Причем изобретены они были еще до нашей эры. Тогда считалось, что змей – это связующее звено между человеком и небом, его запускали, чтобы отпугнуть злых духов, и полагали, что если ты смотришь на запускаемого змея – это особый вид медитации, во время которой отрицательная энергия уходит из организма.
Но не только с метафизическим неприятелем боролись при помощи воздушных змеев, но и с вполне реальным. В 202 году до н.э. генерал Хуан Тенг оказался в окружении. Тут еще и с головы военного ветер сорвал шляпу и унес прочь. И тогда у генерала родилась абсурдная, но, как выяснилось, результативная идея. Весь вечер с остатками армии они мастерили из подручных материалов воздушных змеев, приделывая к ним трещотки. А поздно ночью запустили их в небо. Неприятели были напуганы и бежали. Через Индокитай змеи попали в Японию, где искусство их изготовления достигло совершенства.
Градусник в воздухе
А вот в Европе, по мнению историков, велосипед, точнее – змея, изобрели заново. Ноу-хау приписывается греческому математику Архиту Тарентскому, жившему в 400 году до нашей эры. Тогда это тоже было скорее военное приспособление. Например, Вильгельм Завоеватель использовал их для изучения местности противника, более того, когда наш с вами Вещий Олег осадил Царьград, также, если верить летописи, без змеев не обошлось – над Константинополем вдруг появились «кони и люди бумажны, вооружены и позлащены».
В мирное время и уже ближе к XVIII веку их стали применять и в научных целях – Бенджамин Франклин запускал змея в грозу (что никому не рекомендуется) и изучал молнию. После этих опасных экспериментов он изобрел громоотвод. А ученый Александр Вильсон вообще привязал к змею градусник, чтобы померить температуру воздуха на разных высотах.
В конце XIX века змеев стали уже широко использовать для изучения верхних слоев атмосферы. Благо, тогда и конструкция аппарата усовершенствовалась – могли запустить его на высоту 4600 метров.
Солдат верхом на змее
Что и говорить, для науки эта детская забава оказалась весьма полезной. Вся блистательная история авиации невозможна без тех экспериментов, которые проводились на воздушных змеях.
В Первую мировую войну помимо разведки местности и передачи информации их применяли для защиты важных объектов от налетов авиации. Змеев поднимали на тросах на достаточную высоту – для самолетов того времени это было нешуточной угрозой. Также при удачном ветре можно было даже тянуть груз на кайтах. И на больших коробчатых змеях (изобретенных Харгравом) в воздух могли поднять человека. Правда, требовалось сразу несколько штук большой площади. На шаре подлетать к противнику было более рискованно, зато со змеями этот номер удавался. Если даже неприятель сбивал один из всего воздушного поезда, наблюдатель только терял высоту, но не падал камнем вниз, как если бы он летел на шаре.
Парус из нейлона
К середине XX века интерес к змеям поутих. Человечество сотворило с ними все, что только умело. Уже сделали и самый большой экземпляр – в 630 квадратных метров, самый маленький, который только способен лететь, диаметром 5 мм, установили рекорд по продолжительности полета – 180 часов. Казалось бы, этого мастодонта уже пора отправить на антресоли. Но не тут-то было.
В 1972 году Питер Поул придумал привязать к змею вторую стропу и видоизменить его форму. Так был изобретен пилотажный змей (stunt kite), с которым можно выполнять разнообразные трюки. Не только, например, рисовать в небе круг, квадрат или треугольник, но и заставлять его лететь на разной высоте и с разной скоростью, снижаться к земле и вдруг резко взмывать вверх.
Современный пилотажный змей сделан из сверхпрочных материалов. Для каркаса используется карбон, сам парус – из нейлона, милара и кевлара. Стропы изготавливаются из спектры – синтетической нити, которая обладает низким коэффициентом растяжения, не рвется и не истирается.
Фигурное катание в небе
Сейчас stunt kiting (то есть запуск пилотажного змея) стал популярным видом спорта. В 1982 году прошли первые соревнования. Теперь в одной Америке в год проходит около 50 состязаний. Кроме выполнения фигур в воздухе, есть еще соревнования по фристайлу, а также очень зрелищные программы «балет» (хотя по своему принципу это больше похоже на фигурное катание): участник заставляет змея делать трюки под музыку, а жюри оценивает его чувство ритма, зрелищность, правильность выполнения композиций и концепцию номера. Соревнуются как в индивидуальном зачете, так и в командном, и тогда в небо под музыку взмывает множество красочных змеев, которые синхронно выписывают немыслимые фигуры.
Сейчас существует несколько крупных организаций, которые объединяют любителей пилотажных змеев. Так, в Японии это All-Japan Sport Kite Association (AJSKA), в США – Ассоциация любителей американских змеев AKA. А жители Европы объединились в организацию STACK (Sport Team and Competitive Kiting), филиалы которой есть не только во Франции, Великобритании, Италии, Испании, Германии, но и в Швеции, Нидерландах, Финляндии и Турции.
Кайтинг в России
В нащей стране это пока явление новое. В Москве есть только три точки, где собираются энтузиасты, – это Тушино, Поклонная гора и парк «Коломенское». Движение не сильно развито еще и потому, что в продаже, по большому счету, пилотируемых змеев нет. Существует продукция российского и китайского производства, но качество ее, к сожалению, оставляет желать лучшего. Специалисты советуют сразу покупать качественных зарубежных змеев. В Европе и Америке имеется по крайней мере 20 известных производителей. Как правило, это небольшие ателье, организованные профессиональными пилотами (а именно так называется человек, запускающий управляемого змея). Заказывают у них змеев через интернет, доставка стоит недорого (около 20 евро), единственный минус – время ожидания занимает примерно месяц.
Что выбрать новичку
В зависимости от цели запускм змеи подразделяются на три группы – competition, freestyle и all-around. Первые две предназначены для профессионалов. Новичкам подойдут all-around, причем у некоторых марок они делятся на beginners и intermediate.
В каждой категории модели различаются по типу ветра. Есть совсем легкие, которые можно пускать чуть ли не в помещении. На них стоит маркировка low wind. Для сильного ветра предназначены более основательные конструкции, в парусе у них делаются отверстия, либо какая-то часть затягивается сеткой. На таких обычно написано – vented, если переводить дословно – «продуваемый». Обычно у профессионалов имеется набор на все возможные случаи, чтобы не зависеть от погоды. Новичкам советуют «золотую середину» – то есть змеи для ветра средней силы (medium).
Обратите внимание на стропы: знатоки советуют купить сразу несколько наборов строп для разной силы ветра и, что важно, разной длины. Вроде бы считается, что на небольшой высоте змеем проще управлять и успехов можно достигнуть уже в первый день запуска. А если вы выпустили кайт под облака, без навыков его будет сложно заставить куда-либо поворачивать. Но это очень индивидуально – кому-то, наоборот, проще с длинными стропами, ведь такой запуск не требует сверхбыстрой реакции, есть время подумать, за какую нить потянуть. Стропы должны быть с зачехленными узлами – sleeved (это обычно указывается в листе). Имеет смысл взять лямки на запястья, а не держать стропы за какие-нибудь ручки.
Остается только выбрать хорошее поле – желательно без линий электропередачи и оживленного движения людей и машин – и попробовать написать в небе свой первый кружок. Все-таки китайцы были правы – отрицательная энергия куда-то уходит.
Вид змея | Стоимость |
---|---|
Для новичков | от 20 до 100 долларов |
Для среднего уровня подготовки | от 80 до 200 долларов |
Профессиональный | от 150 до 500 долларов |
Для слабого ветра | от 200 до 300 долларов |
Для сильного ветра | от 200 до 300 долларов |
Для среднего ветра | от 120 до 200 долларов |
Змей российского / китайского производства | 200–1000 рублей |