В свободное от концертов время Максим Венгеров собирается пересечь Америку на мотоцикле.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
15.05. Концерт Максима Венгерова. Концертный зал им. Чайковского.
Помнится, что первый приезд скрипача Максима Венгерова в Москву с сольным концертом два с лишним года назад, после десятка лет успешного завоевания Запада, столичная пресса озаглавила как «Иногда они возвращаются». Тогда нам было что вспомнить и было что ждать: знаменитое выступление троицы вундеркиндов Женя Кисин – Вадик Репин – Максим Венгеров на открытии Конкурса им. Чайковского в 1986 году, после чего даже не то в шутку, не то всерьез решили присудить им лауреатство и конкурс не проводить, да и внушительная коллекция лейбловых записей Венгерова, все-таки добиравшаяся разными путями в постперестроечное время до слуха пытливого меломана, нагнетали ажиотаж до предела.
Шумиха, слухи, сплетни, догадки, тайны посвященных – верные спутники известных людей. Кем-то придуманное соперничество трех советских чудо-детей, а ныне подданных зарубежных стран, до сей поры дает о себе знать. Чего стоит хотя бы февральская баталия последней Grammy в категории «Лучшее сольное исполнение», где на победу претендовали Венгеров и Кисин. Да и о первых триумфально-возвращенческих концертах двух крупнейших скрипачей мира – Репина и Венгерова, взлелеянных легендарным педагогом Захаром Броном еще в Новосибирске, будут спорить и сейчас. На этот раз судьба опять подкинула им шанс: график единичных выступлений звезд на родине разошелся всего лишь на неделю. Вадим Репин выступил 9 мая с Валерием Гергиевым на закрытии Пасхального фестиваля ровно с той программой – 1-й скрипичный концерт Шостаковича, – с какой Венгеров (с Мстиславом Ростроповичем в качестве дирижера) отблистал полмесяца назад в «Карнеги-холле».
Предстоящее «возвращение» Максима в Москву – третье по счету. Пожалуй, уже набили оскомину бесконечные «звездные истории» о чудо-ребенке, выросшем в завидного жениха и одного из самых высокооплачиваемых скрипачей мира, гоняющем на «Лексусе» и играючи завоевывающем многомиллионную публику (пусть даже и с исторической скрипкой Страдивари в руках). Почему-то личность Венгерова-музыканта удачно прячется под маской шоу. А ведь пыль в глаза могут пускать многие, вот только суметь, после того как блестки осыпались, не остаться «голым королем», дано избранным. Но не для красного словца пишущей братии он выходил играть в полутемный Большой зал консерватории в свете прожекторов и танцевал страстное танго со специально привезенной партнершей на юбилейном вечере своего московского педагога Галины Турчаниновой год назад. Максим искренне признается в своих увлечениях импровизацией, дирижированием, композицией и даже преподаванием. У него – намеченные планы и рекорды, которыми он охотно делится, и отнюдь не для повышения статуса. Он и так у Максима звездный.
На этот раз Венгеров не хочет больше возвращаться на родину с мелодраматичным «Путешествием скрипки» или танцевать танго. Он, хоть и гражданин Израиля и Германии, совершенно искренне признает Россию своей отчизной, и чувство недопокорения вершины в той стране, откуда он уехал еще вундеркиндом, стране традиций великой советской скрипичной школы, очевидно, заставляет отказываться от такого привычного блеска Golden collection скрипичного репертуара. Поэтому-то и едет Максим Венгеров играть в амплуа не шоумена, а мастера, с сочинениями Моцарта, Бетховена, Прокофьева и Шостаковича, в компании с пианисткой Лилией Зильберштейн. Такой кульбит заслуживает чуткого слушательского внимания и дорогого стоит. Что, опять сравнивать будем?