Фрагмент декораций: роскошным хоромам герои оперы предпочли рай в шалаше.
Фото предоставлено пресс-службой театра «Геликон-опера»
18.05. Опера «Сибирь» Умберто Джордано. Новая сцена «Геликон на Арбате».
Под занавес концертного сезона театр «Геликон на Арбате» во главе с режиссером Дмитрием Бертманом опять выдает на-гора очередную премьеру, на этот раз ограничив просвещенческий размах рамками столицы, – «Русалку» Дворжака, например, сначала увидели в датском Орхусе, а уж потом геликоновцы показали ее в Москве. Столичная премьера оперы с географическим названием «Сибирь» итальянского композитора Умберто Джордано стартует в театре 18 мая. Верист Джордано, прекрасно знакомый опероманам по сочинениям «Андре Шенье» и «Федора», в свое время выгодно женившись на девушке с русскими корнями и приданым в виде отеля, всерьез увлекся Россией. Одним из итогов увлечения и стала опера «Сибирь», написанная в соавторстве с популярным либреттистом того времени Луиджи Илликой. В музыке «Сибири» мы с легкостью узнаем и гимн «Боже, царя храни», и знаменитое «Эй, ухнем», а также излюбленный иностранцами набор русских слов – «водка», «изба» и «тройка». Весь этот свод достопримечательностей замешан в захватывающем сюжете – итальянцы Джордано и Иллика на страсти не поскупились. Даже автор бессмертной «Тоски» Джакомо Пуччини был неравнодушен к этим драматическим перипетиям и собирался написать оперу на этот сюжет.
Если несколько месяцев назад геликоновцы перефразировали название комической оперы Доницетти «Рита, или Побитый муж», дабы всем стало понятно, как «любить по-русски», то этой постановкой они откроют зрителю, пожалуй, более важную сторону русской любви – безоглядность. Действие начинается почти как в нашумевшем фильме Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник»: молодой русский офицер попадает на каторгу из-за безоглядной любви к куртизанке. Но если бы все было так просто! Далее события принимают другой оборот: возлюбленная следует за милым и погибает при попытке бегства.
Действие происходит в Петербурге, в Западной Сибири и в Забайкалье, так что зрелищность спектакля гарантирована постоянными оформителями геликоновских постановок – художниками Игорем Нежным и Татьяной Тулубьевой. Музыкальное оформление спектакля обеспечат дирижер Владимир Понькин и уже хорошо зарекомендовавший себя молодой хормейстер Денис Кирпанев.