12.05. Концерт хора Madz. Культурный центр «ДОМ»
Десять мужчин и десять женщин садятся через одного в полукруг и поют без дирижера. Одежда в строго классической манере – белые рубахи и черные штаны, длинные декольтированные платья.
По одной этой картинке Филиппинских мадригальных певцов (также известных как хор Mad) последние сорок лет безошибочно узнают и рафинированные критики, и те, кому милей народные мелодии.
Выступление «Мэдз» никак не связано с идущими сейчас концертами прославленных мировых хоров, которые проходят в рамках Пасхального фестиваля, но, надо сказать, дополняют их на редкость удачно.
Заслуга создания ансамбля «Мэдз» принадлежит народному артисту и профессору Андреа О. Венерасьон. В 1963 году он сформировал хор из преподавателей и студентов на базе камерного ансамбля Университета Филиппин.
Дебют аутентичных исполнителей на международной сцене произошел в 1969 году на фестивале First choruses («Первые хоры») в Нью-Йорке. Это было начало славной карьеры, которая год от года подкреплялась многими знаками отличия, среди которых – Гран-при в заключительном конкурсе всемирных хоровых чемпионов в 1997 году и высшая награда в фестивале Certamenes Internacional Habaneras y Polifonia в 2004 году в Испании.
За эти годы выпестовано более двухсот педагогов по вокалу, немало композиторов, певцов, дирижеров и аранжировщиков. В настоящее время ансамблем руководит выпускник «Мэдз» – Энтони А. Карпио.
Хор официально считается филиппинским посланником культуры и доброй воли, так что «Мэдз» довелось играть и для Папы Римского Павла VI, и для президентов США Ричарда Никсона и Джералда Форда, для короля Испании Хуана Карлоса де Бурбона и премьер-министра Сингапура Ли Кван Ю.
Репертуар филлипинского хора «Мэдз» – это не только мадригалы эпохи Возрождения. С высочайшим профессионализмом в виртуозной и прочувствованной манере певцы представляют филиппинский и интернациональный фольклор, крупные хоровые сочинения, поп-хиты и авангард.
По отзывам европейских критиков, слушатели на их концертах сидят тихо, как присмиревшие воспитанницы Института благородных девиц. Страсти начинаются в конце – под занавес из зала начинаются крики Let it Be. Это визитная карточка хора – сами музыканта сдержанно жалуются, что репертуар Леннона им слегка поднадоел, но марку держать приходится. Столичному центру «Дом» к таким делам не привыкать – то у них посетители экстатически пляшут под тувинское горловое пение, то вместе с архангельскими бабушками подпевают хору Покровского, так что и Леннон в филиппинской обработке должен пройти на «ура». Поживем – увидим.