Валерий Гергиев получил благословение от Патриарха и карт-бланш от московского градоначальника.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
23.04–9.05. Московский Пасхальный фестиваль. Консерватория, Дом музыки, храм Христа Спасителя и др.
От увертюры Римского-Корсакова «Светлый праздник» на торжественном открытии 23 апреля художественный руководитель фестиваля Валерий Гергиев приведет нас к музыкальному празднованию Великой Победы на Поклонной горе и торжественному закрытию в Доме музыки с неоднозначной Девятой симфонией Шостаковича. Даже заядлые дачники ради концертов Пасхального отодвигают посевочный сезон, а уж остальным горожанам – карты (билеты) в руки.
Московский Пасхальный фестиваль – замечательная примета музыкальной весны и одновременно явление парадоксальное. Фестиваль гордо именуется Московским, а командует парадом петербургский коллектив во главе с Валерием Гергиевым – вот уже пять лет на период празднования Пасхи столица становится резиденцией Мариинского театра.
Идея пасхальных торжеств родилась в дни празднования 850-летия Москвы, когда Валерий Гергиев в личной беседе с Юрием Лужковым посетовал, что Мариинский театр уже многие годы игнорируется столицей. И вот результат: у Москвы появился уникальный фестиваль, а Гергиев получил карт-бланш на творческую его составляющую и благословение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. И кулуарные разговоры о том, что Питер отнимает у Москвы лакомый кусок, в этом случае можно и нужно оставить за порогом.
У гергиевского фестиваля нет конкурентов ни по масштабности форума, ни по уровню исполнения программ, ни тем более по выстроенности и насыщенности всего проекта. Понятие «проходной концерт» в рамках данного фестиваля просто не существует, зазывалы ему не нужны.
Фестиваль пройдет с 23 апреля по 9 мая и будет посвящен 100-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича. В основе пять программ: симфоническая, региональная, хоровая, звонильная и благотворительная. Главный участник – оркестр и хор Мариинского театра под управлением Гергиева – помимо грандиозных оркестровых программ с рубежными Первой, Девятой и Пятнадцатой симфониями Шостаковича и мелодраматичной Второй симфонией Шумана будет сопровождать выступления приглашенных звезд.
Москвичей познакомят с колоритным английским бас-баритоном Брином Терфелем, восходящий шопенист – пианист Рафал Блехач получит второй шанс завоевать столичного слушателя после неприметного февральского сольного концерта, датский скрипач Николай Цнайдер – открытие предыдущих пасхальных фестивалей – представит неоромантический концерт Эриха Корнгольда, а его «собрату по инструменту» Вадиму Репину, не нуждающемуся в представлении, сам Бог велел исполнить на закрытии пасхального торжества Первый концерт юбиляра Шостаковича.
Не оставлены без звездного десанта и регионы: в частности, Краснодар уже предвкушает концерт уроженки края Анны Нетребко, а Ростов-на-Дону – виртуозного датчанина. Так что Пасхальный фестиваль заслуженно называют кульминацией музыкального сезона, в отличие от других псевдособытий он позволяет себе таковым быть, а не казаться.