Новая постановка оперы Дворжака выдержана в фирменном стиле 'Геликон-оперы'.
Фото предоставлено пресс-службой театра 'Геликон-опера'
26-29.04.Премьера оперы «Русалка». Театр «Геликон-опера» на Новом Арбате.
«Русалка» – очередной опыт «Геликон-оперы» в переносе уже готового спектакля на собственную сцену. Премьера прошла в датском Орхусе полгода назад – ею завершался фестиваль, посвященный 200-летию со дня рождения Ганса Христиана Андерсена. Но сказка «Русалочка» – не единственный источник, вдохновивший либреттиста Ярослава Квапила, он обращался еще к текстам «Ундины» де ла Мотт Фуке и «Затонувшего колокола» Гауптмана и приправил это западноевропейское ассорти соусом славянских легенд и сказок. Речь в опере идет о впечатлительной обитательнице водного пространства, которую угораздило влюбиться в самого обыкновенного своей «человечностью» принца.
Лирический сюжет, отсылающий слушателей к большим романтическим операм (вагнеровское плесканье рейнских вод, например, или сказочные опусы Римского-Корсакова), лег в основу предпоследней и, пожалуй, самой известной и удачной из всех опер Дворжака. Атмосфера преданий о Русалке окружала композитора задолго до создания оперы: он часто гостил у друзей в небольшом замке, окруженном лесом с Русалочьим озером, а затем и сам приобрел виллу «Русалка». Дворжак писал эту оперу, будучи уже признанным композитором, обласканным не только в Европе, но и в Новом Свете. Гонорар, запрошенный им за «Русалку», был так высок, что даже Венская опера не смогла позволить себе ее постановку. Поэтому ставили оперу на родине композитора, в Праге: мировая премьера, состоявшаяся 31 марта 1901 года, прошла с громадным успехом. Надо обладать поистине великим мастерством, чтобы сочинить оперу на заведомо неоперный сюжет – главная героиня большую половину действия нема как рыба (хотя как раз в нашем случае в рыбьем обличье-то героиня гораздо разговорчивей). Несмотря на это, «Русалка» очень даже любима оперными примадоннами, которые включают в свои сольные концерты арию Русалки (бесподобно ее пела в своем последнем концерте в Москве Анна Нетребко).
В «Геликон-опере» Русалку репетируют Наталья Загоринская и Светлана Создателева, а партию Княжны исполнит Татьяна Куинджи. Декорации и костюмы создали Игоря Нежного и Татьяны Тулубьевой, а режиссер Дмитрий Бертман скромно похвалил свою «Русалку», сказав в одном из интервью, что весь театр в спектакль влюблен.