Один из топ-лотов предстоящих русских торгов дома Кристис – 'Спящая обнаженная' Зинаиды Серебряковой, оцененная в 300–400 тыс. долл.
Русское искусство сейчас необычайно популярно и востребовано не только у нас в стране, но и за рубежом. Сегодня это уже аксиома. Подтверждений тому много – ведущие аукционные дома с мировым именем регулярно проводят русские торги, работы отечественных мастеров ставят на них все новые и новые рекорды продаж. Кроме того, и Сотбис и Кристис в последнее время стали включать работы русских и советских художников в аукционы европейской живописи, а значит, на пути завоевания западного рынка отечественное искусство перестало быть пусть и востребованной, но все же экзотикой и интегрировалось в общеевропейский контекст. Подтверждением этому можно считать и тот факт, что на тематические русские торги съезжается практически весь московско-питерский антикварный бомонд, а аукционы европейского искусства с включением русских работ проводятся больше «для своих», причем русское искусство на них неплохо покупается.
Очередные русские торги пройдут в конце апреля в Нью-Йорке. Проведут их аукционные дома Сотбис и Кристис в отличие от прошедшей в декабре и предстоящей в мае–июне лондонских сессий, в которых принимают участие еще и Бонэмс и Мак-Дугалл. Начало будет положено Кристис 24 апреля. На торги выставляется полторы сотни произведений русской живописи, графики и предметов декоративно-прикладного искусства XIX – начала XX в., большая часть из которых высокого уровня и выполнена первоклассными мастерами.
Акцент на первые имена отечественного искусства заметен с первых же лотов – торги откроются тремя работами К.Коровина и небольшим пейзажем его сына. Самая значительная из этих работ – «Площадь Бастилии» (41х54), написанная маслом на доске, относится к парижскому периоду и предварительно оценивается в 50–70 тыс. долл. В Париже была написана и самая дорогая из работ Коровина, представленных на этом аукционе, – «Натюрморт с цветами» (60х50; 1902), оцененная в 150–200 тыс. долл.
Топ-лот аукциона весьма традиционен – это масштабное полотно самого дорогого на сегодняшний день русского художника И.Айвазовского «Лунный свет» (141х107). Картина, написанная в 1892 г. в Нью-Йорке во время поездки художника в Америку, выставляется на торги с эстимейтом 1–1,5 млн. долл. Второе место, по предварительной оценке, занимает его же работа «Итальянский бриг на закате в гавани» (62х96; 1885). Ее эстимейт составляет 400–600 тыс. долл. Морская тема в русском романтическом пейзаже XIX века представлена также работой Л.Лагорио. Его картина «Корабли на якоре во время отлива» (59х83; 1883) оценена, разумеется, значительно ниже – 80–120 тыс. долл.
Еще один топ-лот аукциона – живописная работа З.Серебряковой «Спящая обнаженная» (65х81). Картина написана художницей в 1931 году, уже после ее отъезда из революционной России в Париж. Ее оценка составляет 300-400 тыс. долл. Из значительных работ мирискусников стоит отметить также акварель К.Cомова «После дождя» (29х20; 1896), оцененную в 180–220 тыс. долл. Довольно ранняя работа художника написана еще в годы его учебы в Академии художеств в мастерской И.Репина. В свое время она была, по всей видимости, хорошо известна и репродуцировалась в журналах («Золотое руно» за 1906 г.) и на открытках, выпускавшихся издательством Общины Св. Евгении, известном также под названием Издательства Красного Креста. Вместе с такой открыткой и продается картина.
Одну из высших позиций, по предварительной оценке, занимает комплекс работ еще одного члена объединения «Мир искусства» (а в 1910-х гг. и его председателя) Н.Рериха. На торги выставляется 4 его работы, три из которых в 1920–1930-е годы находились в музее Рериха в Нью-Йорке. Их оценка довольно высока – от 200–300 до 350–450 тыс. долл. в отличие от 70–90 тыс. долл. за работу с менее интересным провенансом.
Необычна работа И.Репина на сюжет из Первой мировой войны «Атака с сестрой милосердия» (126х250), написанная в 1917 г. и выставлявшаяся в ноябре того же года в революционном Петрограде в Русском музее. Полтора года назад это полотно уже выставлялось Кристис на аукцион русского искусства с эстимейтом 250–350 тыс. фунтов, но так и не нашло своего покупателя. Теперь ему предстоит еще одна попытка, и оценивается оно в 180–220 тыс. долл.
В целом же характер аукциона можно определить как весьма классический. Пейзажи В.Орловского, И.Шульце, Ю.Клевера, В.Серова, Н.Сверчкова, типажи Ф.Малявина, жанр В.Маковского. Двадцатый век также представлен достаточно традиционно – пейзажи П.Кончаловского, Р.Фалька и А.Яковлева, небольшой натюрморт позднего И.Машкова, блок театральных работ А.Головина, Н.Бенуа, Л.Бакста, К.Вещилова, А.Экстер. То же можно сказать и о произведениях декоративно-прикладного искусства – бронза Грачева и Лансере, фарфор фабрики братьев Корниловых и Императорского завода, в том числе предметы из известных сервизов (Юсуповского, Готического, Кремлевского), продукция серебряных дел мастеров. Среди них выделяется пара серебряных канделябров с клеймом «Никольс и Плинке», датированных 1863 г., с эстимейтом 200–300 тыс. долл., а также хрустальная чаша в серебряной монтировке фирмы Хлебникова и серебряная чернильница Грачевых, оцененные в 120–160 тыс. долл. каждая.
* * *
А двумя днями позже в том же Нью-Йорке, в Рокфеллер-Плаза, свои торги русского искусства проведет дом Сотбис. Здесь на аукцион выставляются более семисот лотов.
Торги начнутся сразу с топ-имени русского антик-рынка И.Айвазовского. Главный маринист и самый стабильно дорогой отечественный художник представлен 7 лотами. Назовем наиболее эффектные. Очередной константинопольский «Золотой Рог» (38х59; 1860) оценивается в 300–500 тыс. долл., но наверняка вырастет в конечной цене. А вот поздний крымский пейзаж с полной луной над Аю-Дагом (54х85; 1899) оценен «всего» в 200–300 тысяч. Довольно редкое для творческого наследия автора огромное полотно с длиннющим названием «Высадка на берег Колумба с компаньонами на трех лодках в пятницу 12 октября 1492 на американском острове, названном им Сан-Сальвадор в тот же самый день» (216х148; 1892), с хорошим провенансом, литературой и участием в выставках, получил небольшой эстимейт – 400–600 тыс. долл. А самым дорогим, по оценке, лотом в мини-стринге Айвазовского оказался все же ранний «Крым» (36,6х57,8; 1852), с парусником у берега, – 550–650 тыс. долл.
Любопытно появление на торгах целого стринга работ И.Похитонова. Выставляется 15 лотов, связанных с его именем. Цены на полотна этого пейзажиста установлены в рамках от 40–60 до 60–80 тыс. долл.
Целый ряд русских художников рубежа XIX–XX веков предварительно оцениваются очень высоко, так что следует ожидать рекордных продаж для конкретных авторов. Это А. Архипов «Девочка с яблоками» (113х90; 1928; 275–325 тыс.), Н.Фешин «Крестьянка в деревне» (90х91; 180–220 тыс.), Б.Анисфельд «Голубая статуя» (160х170; 300–500 тыс.), Б.Григорьев «Жатва» (59х65; 300–400 тыс.), Л.Чупятов «Два стула и стол» (101х80; 200–300 тыс.), В.Рохлина «Вид Тифлиса» (97х75; 200–300 тыс.), Маревна «Танец хасидов во время Хануки» (127х153; 1970; 200–300 тыс.), М.Васильева «Pauvr` Clair» (34х137; 400–500 тыс.), Д.Штеренберг «Фрукты и блюдо на красном фоне» (75х60; 300–400 тыс.), Н.Рерих «Лао-Цзы» и «Конфуций» 73х115; 200–300 тыс. каждая).
Наконец, русские «миллионеры», – художники, эстимейты работ которых превышают миллион долларов. Таких на этот раз много. Это и привычный П.Кончаловский: три полотна, два из которых оценены скромно, по 300–400 тыс., зато третье – «Оливковое дерево» (71х90; 1910), с массой выставок и литературы, – претендует на то, чтобы поставить новый абсолютный русский ценовой рекорд. Эстимейт лота составит 2,5–3,5 млн. долл. Это и В.Баранов–Россине, художник, сейчас очень активно продвигаемый на рынке, с двумя работами, одна из которых – «Кубистический автопортрет» (73х50) – оценена предварительно в 0,8–1,2 миллиона. Это и уже побывавшие миллионерами Б.Кустодиев «Портрет Вел. Княгини Марии Павловны-старшей» (112х145; 1913; 0,7–1,0 млн.) и К.Сомов «Любовники» (29,8х39,4; 1918; 0,8–1,2 млн.). Из «новых» превысили миллионный рубеж на этот раз Р.Фальк с «Портретом мужчины в красном шейном платке» (136х84) – 800 тыс.–1,2 млн. и редчайший для нашего рынка П.Филонов, написавший вместе с Алисой Порет полотно «Бедные люди» (234х154), которое будет выставлено 26 апреля с оценкой 1–1,2 млн. долл.