Пьер Бастьен, как алхимик, создает музыкальных големов из разномастных и вроде бы бесполезных деталей.
Фото предоставлено 'Клубом на Брестской'
8.04. Пьер Бастьен и оркестр Mecanium. «Клуб на Брестской».
Прозвище музыканта Пьера Бастьена – Король игрушек. Детское пианино и конструктор на сцене могут ввести детей в заблуждение, как якобы забавные картинки во взрослой книге. Ребяческий материал здесь – основа для вдумчивых механистических музыкальных построений с легким налетом дадаизма и раскованной футуристической фантазии. Порой их искусственно «состаренное» звучание напоминает монотонный и дребезжащий звук шарманки или маленького органчика.
Знаменитый пятидесятитрехлетний французский композитор и мультиинструменталист Пьер Бастьен, родившийся в Париже, изучал в Сорбонне французскую литературу XVIII века. Может быть, как раз из недр классического образования и всплыла у него идея создать ансамбль, полностью смонтированный из деталей конструктора и работающий с помощью электромоторчиков. В 1986 году, после работы в группах Operation Rhino, Nu Creative Methods Effectifs de Profil и сотрудничества с Dominique Bagouet Dance Company, Пьер Бастьен присоединился к Bel Canto Orchestra – ансамблю Паскаля Комелада. Именно тогда родился на свет «оркестр мечты», который был назван Mecanium. За 20 лет жизни коллектив чрезвычайно прославился, исколесил весь мир, принимая участие в многочисленных фестивалях и выставках, будь то Центр Помпиду в Париже, показ коллекции Issey Miyake в Милане или World Music Days’90 в Норвегии. Москвичи тоже не единожды имели удовольствие лицезреть Пьера Бастьена и Mecanium.
Выступление обычно выглядит таким образом: на затемненной сцене музыкант, словно алхимик, колдует над своими механизмами, умещающимися на небольшом столике. Среди основных приспособлений: старый виниловый проигрыватель – его мотор создает ритмичный царапающий звук на верхних частотах, детское пианино, клавиши которого нажимаются выступами механического валика, и ударная установка, смонтированная из деталей конструктора. Вся фантасмагория роботов для пущего впечатления демонстрируется на большом экране.
Сам Бастьен, управляя механизмами, как церемониймейстер, вдобавок искусно подыгрывает им на трубе. В один из приездов в Россию он представил публике звучащую инсталляцию из бумаги и ветра под названием «Бумажный орган». Надо думать, что на этот раз в «Клубе на Брестской» арсенал музыканта не будет столь скромен – дело в том, что с каждым сезоном в ансамбле увеличивается количество экзотических инструментов из разных стран мира. Сейчас их число достигло восьми десятков. Среди них такие кунштюки, как китайская лютня, марокканский бендир, яванские саранги и кото. Текущий год стал для Бастьена плодотворным: вышло сразу два диска: Pop – модное сочетание техно, джаза и этники, а также Teleconcerts, в котором кроме музыки Mecanium – инструментальные инсталляции японского электронщика Митсуаки Матсумото и звуки африканского инструмента санза в исполнении Акселя Лекорта.
8 апреля в «Клубе на Брестской» Пьер Бастьен, вновь продемонстрировав публике содержимое своего заветного пятидесятикилограммового чемоданчика, исполнит композиции из свежего альбома.
Специальным гостем концерта станет русский единомышленник Бастьена Алексей Айги, который сыграет вещи с их совместного диска 2001 года Musique Cyrillique: его скрипка уже давно и органично «выгралась» в бастьеновский звукоряд и помимо эмоциональной цыганщины и напевов кантри может издавать тягучие машинообразные звуки.