Жан-Ив Тибоде входит в большую восьмерку виртуозов пианистического искусства.
Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии
9.04. Концерт Жан-Ива Тибоде. Концертный зал имени П.И. Чайковского.
Мир музыкального исполнительства – мир постоянных мифов, слухов и заманчивых легенд. Уже стали притчей во языцех и перстень Андрея Гаврилова, и нелюбовь Святослава Рихтера к упакованным цветам, и подвывания Гленна Гульда, и кроссовки Марии Юдиной. Шлейф эксцентричности тянется за музыкантом как неотъемлемая часть жизни артиста.
Если бы среди ведущих укротителей клавиш всего мира проводился конкурс не только на уровень мастерства, но и на элегантность, то победителем однозначно стал бы утонченный француз Жан-Ив Тибоде.
В основе фирменного «стиля Тибоде» – не только изысканные краски и поэтичный флер исполнения, раньше к этому плюсовали еще и обязательные красные носки исполнителя, не дававшие покоя в сочетании со строгим костюмом от Versace. То, что было случайным и поначалу досадным казусом (Тибоде пришлось надеть на выступление красные носки за неимением других), стало «фишкой» на долгие годы. Период красных носков ознаменовался для Тибоде выпуском джазовых дисков-посвящений «Размышления о Дюке» и «Разговор с Биллом Эвансом».
На сегодняшний день в иерархии пианистического искусства Тибоде входит в большую восьмерку наравне с Плетневым, Володосем, Кисиным, Лупу. Фестиваль-смотр гениев фортепиано, ежегодно проходящий в Люцерне, куда попал и Тибоде в компании с вышеперечисленными, дорогого стоит, выступить там – подтвердить свою состоятельность, реноме избранного. И эксклюзивность Тибоде как на слуху, так и налицо.
Его нельзя отнести ни к одному из устоявшихся течений в эре фортепианного исполнительства. Он не трибун и не философ, и уж тем более не виртуоз-спринтер. Он законодатель другой моды в пианизме. Его скорее можно назвать дешифровщиком настроений, звукопись его исполнений градуирована от мелочей до максимума.
В Москву Тибоде везет отнюдь не пижонские пассажи во внешнем облике, а свои непревзойденные интерпретации сочинений Равеля и Шумана. С первым Тибоде связывают чуть ли не кровные узы – его вполне можно было бы назвать фортепианным внуком Равеля, ведь в Парижской консерватории он учился у Люсетт Декав, которая хорошо знала Равеля и сотрудничала с ним. В последнее время французский модник Тибоде вовсю увлекся сочинениями своих соотечественников. Он записал полный комплект всех фортепианных произведений Эрика Сати, а его исполнение собрания сочинений Равеля было удостоено премии Grammy Award.
Тибоде успел засветиться и в кино, записав саундтреки к фильмам «Невеста ветра» (он посвящен жене Густава Малера Альме) и недавно вышедшему «Гордость и предубеждение» (с Кирой Найтли), а также два экспромта Шуберта к фильму «Портрет женщины». Что говорить, вокальные дивы обожают работать с Тибоде, его сотрудничество с Чечилией Бартоли, Рене Флеминг и Ангеликой Киршлагер выводит пианиста также в ранг лидирующих камерных исполнителей.
Распрощавшись с «доморощенными» красными носками уже несколько лет как, Тибоде отдался в руки Вивьен Вествуд. Сейчас вовсю трубят о его художественном романе с этой англичанкой, исторический романтизм ее костюмов вкупе с хулиганскими вкраплениями современных мазков как нельзя лучше подходят к своеобразному элегантному стилю Тибоде.
В свое время, посидев на коленях у легендарного Артура Рубинштейна, маленький Тибоде внимал совету мастера: поменьше прислушиваться к критикам и побольше задумываться о публике. Так или иначе, но завет великого пианиста выполнен улыбчивым французом на все сто.