Единственный спектакль, не номининированный на лучший в паре со своим режиссером – «Мадам Баттерфляй» Роберта Уилсона (Большой театр).
Фото Дамира Юсупова
Оперные номинации Двенадцатого фестиваля «Золотая маска» прежде всего сулят нам массу прекрасной музыки. Бессмертные мелодии «Кармен» или пронизывающая лирика «Травиаты», пуччиниевская «Мадам Баттерфляй» или прокофьевский микс «Упавший с неба» – один номинант другого краше. Другое несомненное достоинство фестиваля – его географическая незамкнутость на Москве и Санкт-Петербурге, которая не только наглядно демонстрирует, что театральная жизнь бьет ключом не только в столицах, но и то, что отдельные фрагменты этой театральной жизни вполне конкурентоспособны.
Так, на два спектакля Большого театра и два из Мариинки приходится две постановки Пермского театра оперы и балета. В остальных номинациях – Театр оперы и балета Республики Башкортостан, московская «Геликон-опера» и театр «Санктъ-Петербургъ опера». Итак, экспертный совет «Золотой маски», наглядно демонстрируя лозунг «Искусство вне политики», в номинации «Лучший спектакль» выдвинул оперу Леонида Десятникова «Дети Розенталя» в постановке Эймунтаса Някрошюса, который за эту работу номинирован, соответственно, как лучший режиссер.
В этих же номинациях конкурируют «Путешествие в Реймс» Россини и французский режиссер Ален Маратра, «Тристан и Изольда» неизменного фаворита «Золотой маски» Дмитрия Чернякова (оба спектакля Мариинского театра), постановка моцартовской «Волшебной флейты» немецкого режиссера Уве Шварца (Уфа), «Кармен» Бизе и режиссер Георгий Исаакян, «Соловей» уже неоднократного лауреата «Золотой маски», но на сей раз сменившей танец на оперу Татьяны Багановой (Пермь), спектакль «Упавший с неба» (по «Повести о настоящем человеке» Прокофьева) режиссуры Дмитрия Бертмана («Геликон-опера») и вердиевская «Травиата» в постановке Юрия Александрова («Санктъ-Петербургъ опера»).
Единственный спектакль, который не номинирован в паре со своим режиссером – «Мадам Баттерфляй» Пуччини в постановке экспериментатора Роберта Уилсона (Большой театр). Что касается номинаций на лучшую роль, то здесь, как в «Кармен» Исаакяна, женщины задавили мужчин, правда количественно. На пять женских номинаций приходится только две мужские. В первой соперничают Елена Вознесенская (Таня, «Дети Розенталя»), Лариса Гоголевская (Изольда, «Тристан и Изольда»), Адина Нитеску (Чио-Чио-Сан, «Мадам Баттерфляй»), Юлия Птицына (Виолетта, «Травиата») и Лариса Юдина (Графиня де Фольвиль, «Путешествие в Реймс»), во второй жюри предстоит выбрать между дурачливым Папагено – Владимиром Копытовым («Волшебная флейта») и неудачливым Хозе – Сергеем Перминовым («Кармен»).
Валерий Гергиев волею своею не номинируется, поэтому в категории «лучшая дирижерская работа» соперничают главный дирижер Большого театра Александр Ведерников (с «Детьми Розенталя») и Владимир Понькин (с «Упавшим с неба»). В общем, жюри не позавидуешь – все номинации вполне достойны, и если не включаться в разного рода игры, то выбор будет сделать очень непросто.