Первые исполнители балета 'Тамар' в дягилевской труппе – Тамара Карсавина и Адольф Больм.
Фото предоставлено фондом Мариса Лиепы
22.03. Балеты «Тамар» и «Жар-птица» на сцене Государственного Кремлевского дворца.
С 17 по 22 марта в Новинском Пассаже пройдет выставка, посвященная процессу восстановления декораций и костюмов к балетам из репертуара «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Эта экспозиция предваряет премьеру балета «Тамар», созданного в рамках глобального проекта «Русские сезоны. XXI век». Глава фонда Мариса Лиепы Андрис Лиепа не только дает своему детищу название, заимствованное у легендарной балетной антрепризы, но и продолжает политику реанимации утраченных дягилевских спектаклей. Идея проста: под старое наименование сочиняется совершенно новая хореография. Для этого фонд заключил договор о долгосрочном сотрудничестве с труппой Кремлевского балета. Интерес тут обоюдный. Андрис Лиепа предлагает труппе экслюзивные постановки. А руководитель Кремлевского балета Андрей Петров дает помещение и танцовщиков. В результате на сцене Кремлевского дворца состоится презентация уже второй программы Фонда Лиепы: покажут ранее подготовленную «Жар-птицу» и премьеру нового спектакля – «Тамар».
В свое время балет с таким названием поставил хореограф Михаил Фокин, но особого успеха спектакль не имел, несмотря на то что декорации и костюмы придумал Лев Бакст, а главную роль сыграла и станцевала Тамара Карсавина – талантливая балерина и главная красавица дягилевской труппы. Создателей балета вдохновила легенда о царице Тамар, которая жила в XII веке в замке в горах Грузии, аккурат над бурным Тереком. По легенде, у Тамар «было лицо ангела и сердце демона», так что кровожадная чаровница под предлогом гостеприимства заманивала путешественников, следующих мимо замка по пустынной дороге. Очаровав несчастных, она убивала их, а тела приказывала сбрасывать со скалы.
По мотивам сказания Лермонтов написал стихотворение «Тамара», а композитор Балакирев создал симфонию. Но то, что на эту музыку поставил Фокин, – утрачено. Авторы новой версии «Тамар» – Андрис Лиепа и Юриюс Сморигинас – предлагают свой хореографический текст, а сценографы Анна и Анатолий Нежные попытаются что-то сотворить на основе единственного сохранившегося оригинального эскиза Бакста. При этом создатели балета утверждают, что «сделали шаг к осмыслению сюжета, оставленного историей». Тамар в новой интерпретации – это не просто неприступная царица, но и «чувственная женщина, задающая себе вопросы и по-своему страдающая». Авторы нового балета не хотят, чтобы горная красотка выглядела однозначной стервой. Они жаждут «ответить на вопрос, почему героиня убивает странников». Дело в том, что у царицы умер любимый муж, и от безутешного горя женщина впадает в жестокость.
В партии Тамары выступит прима-балерина Мариинского театра Ирма Ниорадзе.
Второй балет программы – «Жар-птица» – создан на основе русских сказок про Ивана Царевича, Кащея Бессмертного и Царевну, освобождаемую из лап колдуна. Спектакль стоит посмотреть по нескольким причинам. Во-первых, это подлинный балет Фокина на музыку Стравинского, сохранившийся до наших дней. Во-вторых, сценография принадлежит Баксту и Александру Головину. (Костюмы и декорации в меру возможностей сейчас восстановлены.) В главной партии – прима Кремлевского балета Кристина Кретова, ученица знаменитой Нины Семизоровой.
Специально для нового проекта сделали и трудоемкий занавес с надписью «Les saisons russes» – коллаж из шелка, парчи, бархата и ткани для церковных облачений. Буквы высотой в два с половиной метра выполнены в виде стилизованных фигур – персонажей дягилевских балетов.