Кун ван Мехелен. Шагающие яйца.
Фото предоставлено ГМИИ им. А.С. Пушкина
18.03–2.04 Выставка «Осторожно: стекло. Современное искусство. Мурано». ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Словосочетание «стекло Мурано» наверняка знакомо не каждому. Однако стоит заменить его «венецианским стеклом», и в сознании возникнет образ предметов тонких и хрупких, но необычайно красивых, изящных и оригинальных. А ведь словосочетания эти, по сути, синонимы. Когда-то, примерно тысячу лет назад, венецианские монахи-бенедиктинцы, сохранившие секреты римского стеклоделия, специализировались на выделке стеклянных фляг. Затем, в XIII веке, после падения Константинополя, Венеция приютила византийских стеклоделов. К флягам прибавилась стеклянная мозаика, так чудесно украшающая храмы, а также стеклянная бижутерия и тонкое полое стекло. Следующий шаг сделали власти – производство организуется Венецианской республикой в законодательном порядке в виде государственной монополии, а в конце все того же XIII века стекольным заводам предписано было переселиться на остров Мурано. Секреты производства тщательно охранялись, а мастерам и членам их семей запрещалось покидать остров. Дальнейшая история была сколь долгой, столь же и увлекательной. К изделиям из стекла прибавились зеркала, и те и другие распространились по всей Европе и стали атрибутами роскошной жизни сильных мира сего.
Начало XX века ознаменовалось новым всплеском интереса к различным видам декоративно-прикладного искусства. Практически все знаменитые мэтры того времени обращались, помимо традиционного «высокого искусства», к шпалерам, фарфору, стеклу. То, что для предшествующих поколений было всего лишь ремесленным производством, обретает эстетическую ценность. На фабриках Мурано воплощались в стекле замыслы Пабло Пикассо, Жоржа Брака, Марка Шагала, Александра Колдера, Ле Корбюзье, Ханса Арпа, Лучио Фонтана. Они заложили ту эстетическую основу, благодаря которой современным мастерам нет необходимости доказывать художественную значимость этого вида искусства. Они и не доказывают, а ищут новые формы и грани в неисчерпаемом богатстве художественных возможностей стекла.
Фабрика Berengo Fine Arts на острове Мурано существует сравнительно недавно, немногим более 15 лет. Созданная в 1990 году, она продолжила уже существовавшую в Мурано традицию изготовления стеклянных скульптур по эскизам известных современных художников. Berengo Fine Arts сотрудничает с Фабрицио Плесси, Куном ван Мехеленом, Пино Кастаньи, Марией Казун. Главное качество их работ – оригинальность идеи, а также осознанная связь искусства и технологии, предусматривающая соавторство стеклодува и художника.
На выставку в Пушкинский музей привезут воплощенные в стекле мысли современных итальянских художников из коллекции Berengo Fine Arts и частных собраний.