Лучший фильм Клода Жютра 'Мой дядя Антуан' собрал целый букет международных кинопремий.
Фото предоставлено пресс-службой Центрального дома предпринимателя
16–19.03. Фестиваль «Канада по-французски: Клод Жютра». Центральный дом предпринимателя.
Далеко не каждый современный российский зритель знаком с национальными особенностями канадского кинематографа: в лучшем случае наши соотечественники знают фестиваль в Торонто. Нынешней весной возможность исправить такое положение дел поможет московский фестиваль «Канада по-французски: Клод Жютра», который пройдет с 16 по 19 марта в киноклубе «35 мм» при ЦДП и включает в себя ретроспективу из шести наиболее знаменитых фильмов кинорежиссера, актера и сценариста Клода Жютра.
Он родился в Монреале в 1930 году. Будучи сыном врача, он поначалу избрал было родительский путь, поступив на медицинский факультет Монреальского университета. Однако уже через три года бросил намечавшуюся врачебную карьеру и обратился к драматическому искусству. В течение двух лет он получал образование в Театральной школе в Канаде, затем учился в школе Рене Симон в Париже.
Свой первый фильм Клод Жютра снял в 18 лет. Фильм рассказывал историю странного и мистического существа, живущего в лесу. Именно в процессе работы над ним началось сотрудничество Жютра с оператором Мишелем Бролтом – союз, продолжавшийся впоследствии на протяжении всей жизни Жютра и принесший первые плоды уже через год – за фильм «Постоянное движение» Жютра получает первую награду канадского кинематографа. Ему было в тот момент 19 лет.
Дальше талант Клода Жютра реализовывался стремительно и успешно. Начав снимать для телевидения, кинорежиссер практически сразу оказался под крылом Национального Совета по киноискусству Канады, вплотную занялся кинодокументалистикой и за 12 лет снял 15 фильмов, получив за них множество наград.
В 1958 году вышел первый полнометражный художественный фильм работы Жютра – «Чистые руки». В 1959 году в Париже в сотрудничестве с Франсуа Трюффо Жютра снял фильм «Добрая Анна» по новелле Жана Кокто.
В 1963 году канадец основал собственную продюсерскую студию «Кассиопея». Первый фильм, выпущенный этой студией – «Взять все», – рассказывал о связи мужчины «из хорошей семьи» с чернокожей моделью, в процессе отношений с которой мужчина обнаруживает, что он гей. Для своего времени фильм оказался очень противоречивым (не столько по своему содержанию, сколько по манере съемки) и был плохо принят критикой и зрителями.
Лучшим же фильмом Жютра, да и вообще лучшим канадским фильмом всех времен многие критики называют драму «Мой дядя Антуан» – фильм о впечатлениях ребенка, о превращении мальчика в мужчину, снятый в 1971 году. Он получил 21 международную премию и 8 канадских национальных премий.
«Камураска», выпущенный кинорежиссером в 1973 году и ставший самым дорогим фильмом своего времени, только закрепил успех кинорежиссера. Сценарий этого фильма был написан по роману и в соавторстве с известной канадской писательницей Анн Эбер по мотивам реально совершенного в XIX веке преступления.
В 1984 году Жютра закончил свой последний полнометражный фильм – «Мадонна в цветах. В это время Жютра уже страдал болезнью Альцгеймера, от которой и умер в 1986 году в возрасте 56 лет.
По сей день Клод Жютра и его фильмы по праву считаются национальным достоянием Канады». В знак почтения к его таланту с 1993 года Канадская академия кино и телевидения ежегодно вручает приз имени Клода Жютра за достижения в области режиссуры, престижной считается и стипендия имени Жютра для одаренных режиссеров-дебютантов.
В грядущей ретроспективе столичный зритель сможет увидеть самые яркие картины Клода Жютра, начиная с фильма «Между сладкой и соленой водой» (1967) и заканчивая «Мадонной в цветах». Кроме того, в программу будет включен документальный фильм, в котором о режиссере расскажут Бернардо Бертолуччи, Мишель Бролт и Марк Белан.