Разменяв седьмой десяток, Джон Кейл отказался от эпатажного образа прошлых лет и куриц на концертах больше не режет.
Фото предоставлено компанией Greenwave music
14.03. Концерт Джона Кейла. Клуб «Апельсин».
Легенда рок-н-ролла, получившая почетное место в музыкальных энциклопедиях, обходится без четкого графика турне и на седьмом десятке лет путешествует по Европе в автобусе, а потом берет да и срывается самолетом в Москву. Невероятно, но факт. Таков характер знаменитого английского музыканта и композитора – Джона Кейла, одного из основателей-теоретиков культовой команды Velvet Underground, влиятельнейшего «крестного отца» панка и нью-вейва, благословившего на бой многие альбомы, в числе которых творения Патти Смит и Игги Попа.
К вундеркиндам относятся с опаской и предубеждением, а затем предъявляют особые требования. Давление такого порядка не волновало малолетнего Джона Кейла. Появившись в 1942 году на свет в семье валлийского шахтера и учительницы, он обладал недюжинным музыкальным талантом и еще в восьмилетнем возрасте был приглашен на Би-би-си, дабы сыграть пьесу для фортепиано собственного сочинения. Начало 1960-х стало эпохой учебы в Лондонской консерватории и экспериментов в духе авангарда, которые привлекли внимание мэтров – Аарона Коупленда и Леонардо Бернштайна. Как волшебный «сезам», открылись кошельки музыкальных светил, и вскоре Джон Кейл уже спешил в Америку – на полученную стипендию обучаться музыке профессионально.
В Нью-Йорке вместе с культовой фигурой американской музыки Джоном Кейджем они представили концерт для двух фортепиано, который длился более полусуток. Потом состоялся союз с молодым творцом с Западного побережья – Ла Монте Янгом, который, прибыв в Нью-Йорк в начале 1960-х, полностью перевернул местное отношение к авангарду. Джон Кейл стал участником его минималистского ансамбля The Dream Syndicate. Познакомился он и с самим родоначальником стиля «минимализм», могучим Терри Райли. Однако это был только пролог. На легендарной «Фабрике» Энди Уорхолла Кейл повстречался с музыкантом Лу Ридом и немецкой певицей Нико. Этот день был знаковым, потому что именно тогда они начали на свой лад замешивать рок-музыку, добавляя в ее рецепт тончайшие приправы авангарда. Родилась группа Velvet Underground, и сам Энди Уорхолл приложил руку к оформлению первого альбома.
Кейл был, как говорится, и швец, и жнец, и на дуде игрец – управлялся и с бас-гитарой, и с клавишами, и музыку писал. Первенцами группы стали альбомы – The Velvet Underground and Nico, а также White Light/White Heat, которые были на голову выше всех творений мейнстрима 1960-х. Однако на роду группе написано было немного. Разошлись дорожки ярко выраженных лидеров – инструменталиста Кейла и вокалиста Рида. Гораздо позднее, в 1990 году, соперники ненадолго встретились и поностальгировали о юности альбомом Songs for Drella.
Годы шли, и биография Джона Кейла нарисовалась удачно и довольно насыщенно. Он работал как продюсер, не забывая о своей музыкальной карьере – одной из лучших работ стал альбом Vintage Violence. Затем последовали грандиозные инструментальные композиции в компании с Терри Райли, Брайаном Ино и другими. В хитах Кейла, помимо рока и авангарда, зацветали классика и кантри. Каждое выступление надолго запоминалось публике, ибо музыкант являлся на сцене в костюмах театрального комедианта и разделывал живого цыпленка (впрочем, этим баловались и Оззи Осборн с Элисом Купером).
Позднее были также и саундтрэки для независимого американского кино – например, для картины «Кто застрелил Энди Уорхолла» режиссера Мэри Хэррон. Джон Кейл не раз посещал Россию.
На нынешнем «спонтанном» концерте в клубе «Апельсин» он будет играть вместе со своими новыми друзьями – молодыми музыкантами из Лос-Анджелеса, привезет новый энергичный альбом Black Acetate и некоторое количество вечнозеленых хитов прошлых лет.