Главный российский травести Владислав Мамышев-Монро разрушает лучезарный мир старого фильма.
Фото предоставлено Культурным центром «Дом»
8.03 Российская премьера фильма «Волга-Волга» (реж. П. Лабазов и А. Сильвестров). Клуб «Синефантом».
10.03 Культурный центр «ДОМ».
Два года назад режиссеры параллельного кино Павел Лабазов и Андрей Сильвестров задумали сделать новый фильм. «Так как мы были на Клязьминском водохранилище, – рассказывает Лабазов, – вокруг нас одна вода, то идея пришла сразу – переделать «Волгу-Волгу». А какой еще фильм можно снять про речку? И эта мысль, сначала на уровне шутки, превратилась в картину, которую уже оценила мировая общественность».
В этом году Лабазов и Сильвестров показали свое творение на 35-м Международном кинофестивале в Роттердаме. Тогда-то западные критики в один голос отметили, что это вовсе не ремейк, как задумывалось, а самостоятельное художественное произведение. По словам создателей фильма, фестивальная публика вела себя на показе активно, все очень смеялись, хотя оригинала – фильма Григория Александрова 1938 года – многие и не видели.
Но напрасно они веселились: на самом деле новое произведение – постмодернистская фантасмагория, которая к тому же заканчивается весьма плачевно. «Песня о Волге», которую так оптимистично пели герои прежнего фильма, трансформируется и рассыпается (причем здесь будут спеты все десять куплетов, сочиненные Лебедевым-Кумачом, но это не препятствует разрушению), а почтальонша Стрелка сходит с ума. Уже в середине картины ее начинают посещать видения, связанные с песней, во второй же части музыкальное произведение исполняется с завидной частотой, так что разум бедной женщины не выдерживает.
«Из веселой музыкальной комедии при помощи одной песни это стало веселой трагедией о невозможности счастья», – считает один из режиссеров фильма Павел Лабазов.
Кстати, данное произведение будет исполняться на новый лад – над этим поработали композитор Эдуард Сивков и солисты ансамбля Дмитрия Покровского.
А в остальном и монтаж, и весь вид фильма изменений практически не претерпевают. За одним исключением – вместо Любови Орловой здесь играет известный художник Владислав Мамышев-Монро, который уже примерял на себя этот образ в своих проектах. А если быть точными, играет только его голова, которая присоединена к туловищу бойкой почтальонши и произносит реплики. Благодаря интонациям Мамышева-Монро разрушается лучезарный мир прежней «Волги-Волги», шлюзы каналов и статуи вождей превращаются в фанерные декорации, а герои, плывущие на конкурс самодеятельности, – в группу несчастных, которых несет навстречу неизвестности.
Периодически Монро-Орлова оказывается совершенно в других, не александровских декорациях, например волею режиссеров вдруг попадает в Антарктику, где изумленно созерцает группу пингвинов.
Формула этого арт-проекта кажется довольно простой – старый фильм, новые песни и голова Мамышева-Монро, привносящая новые смыслы. Но обещают, что зрелище будет поразительным.
Известно, что «Волгу-Волгу» Григория Александрова Сталин смотрел бесчисленное количество раз и знал все реплики наизусть. Более того, с дипломатической почтой вождь передал его в подарок американскому президенту Рузвельту. Впрочем, Павел Лабазов не без ложной скромности замечает, что «если этот фильм сейчас подарят, например, Бушу – ради бога, пускай, не стыдно будет».