Александр Ведерников познакомит слушателей с теми, кого мы обычно не видим.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
6.03. Выступление оркестра Большого театра под руководством Александра Ведерникова. Новая сцена Большого театра.
Есть у музыкального образования в России одна загадочная особенность: у нас решительно всех инструменталистов с юных лет воспитывают как солистов. «Если будешь хорошо заниматься, тебя выберут на отчетный концерт выступать в консерватории», – слышат маленькие мальчики и девочки в лучших музыкальных школах. И так с пяти-шести лет во многих из них поселяется мечта: играть соло, на сцене перед полным залом. Путь «муз. школа – училище – вуз» у нас устроен так, чтобы в идеале все становились солистами-виртуозами, хотя большая часть музыкантов окажется потом в оркестрах. Получается, что в оркестровых ямах у нас сидят лауреаты сольных международных конкурсов и в багаже у многих из них не одна виртуозная программа, а оркестровая партия далеко не всегда позволяет им раскрыться. Как часто, посмотрев оперу или балет, мы уходим со спектакля, не зная ни лиц, ни имен, ни музыкальных возможностей тех, кто играл эту музыку!
Именно поэтому так важно, так показательно и так, на самом деле, здорово, что 6 марта на Новой сцене выступит оркестр Большого театра и четырнадцать (!) его музыкантов в этот вечер будут солировать. Идея принадлежит Александру Ведерникову, и можно только пожелать, чтобы она осуществилась и развивалась дальше. Его оркестр сейчас в хорошей форме; он осваивает новый репертуар (чего стоят одни «Дети Розенталя»), выступает в филармонических концертах (в конце марта можно будет услышать «Всенощное бдение» Рахманинова, в апреле – Te Deum Брукнера) и временами предлагает очень привлекательные программы на Новой сцене.
Концерт искусно выстроен: сначала сыграют виртуозный Концертштюк Шумана для четырех валторн с оркестром (когда еще мы услышим такое медное каре!), затем солировать будет струнный квартет, исполнят сочинение чешского композитора Богуслава Мартину, которое в просторечии так и называется: Квартет с оркестром. История его такова: в 1931 году Мартину сидел в одном из парижских кафе, там он встретил музыкантов известного бельгийского ансамбля Pro Arte, и они попросили его написать эту пьесу; популярность ее в те годы была просто невероятна. Дальше – Дуэт-Концертино Рихарда Штрауса для кларнета и фагота со струнными и арфой (последнее инструментальное произведение Штрауса, на старости лет вернувшегося от опер к инструментальной музыке) и ярчайший Концерт Эшпая, в котором джазовыми темами правит эпатажная четверка: фортепиано, труба, вибрафон и контрабас (в разработке они начинают фугу, но, как бы не выдерживая собственных эмоций, отдают соло литаврам и другим шумящим инструментам).
Таким образом, на этом концерте в главных ролях будут представители всех оркестровых групп: и деревянные, и медные духовые, и струнные, и ударные. У музыкантов оркестра появится возможность показать себя, у нас – познакомиться с ними. Отдельное спасибо хочется сказать за то, что прозвучит обаятельнейший Мартину, которого так редко у нас играют. Кстати, в период увлечения кончерто гроссо Мартину написал более двадцати произведений с самыми разными солирующими инструментами. В России их почти и не слышали – но если идея с сольными концертами на Новой сцене будет развиваться, то у нас, может быть, появится шанс ознакомиться с этим репертуаром?