Испортит ли их квартирный вопрос?
Фото Михаила Гутермана предоставлено агентством 'Артефакт'
19.02. Премьера оперетты «Москва, Черемушки». Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.
Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, переживший сначала реконструкцию, а затем раставрацию (после пожара, который случился в уже почти готовых к сдаче помещениях), не поддался унынию и на днях выпускает первую премьеру – в веселых тонах. На Малой сцене театра покажут оперетту Шостаковича «Москва, Черемушки».
В год столетия великого композитора обратиться к его сочинениям, да еще и «обновить» им сцену вполне уместно, а выбор внешне искрометной и внутренне сатирической оперетты Шостаковича был, вероятно, предрешен.
За последние годы «Леди Макбет Мценского уезда» уже где только не ставили – последним стал Большой театр, здесь же охватили и все балеты, блестящая постановка «Носа» идет в Мариинке, так что партитура «Москва, Черемушки» просилась на сцену сама собой. Тем более что в России про нее словно позабыли – оперетту долгие годы нигде не ставили и даже не записывали. А на Западе, кстати, наоборот: и ставили (в Париже и Вене), и записывали. В первый раз стараниями Геннадия Рождественского, а затем уже по собственной их, как бы раньше сказали, «буржуазной» инициативе. Там, между прочим, фигура и музыка Шостаковича весьма и весьма популярна, а его фамилию на вопрос «Каких русских композиторов вы знаете?» часто называют даже перед Чайковским, то есть первым номером. Оправдан и интерес Запада к оперетте «Москва, Черемушки», наглядно демонстрирующей «дикие нравы» советской системы.
Это сочинение было написано Шостаковичем в 1958 году, в период хрущевской оттепели, когда на легкую критику закрывали глаза. Популярные эстрадные авторы того времени Владимир Масс и Михаил Червинский не столько сочинили либретто, сколько взяли его из жизни. Счастливые молодожены, пенсионер с дочкой и другие трудящиеся получили долгожданные заветные ордера на отдельную жилплощадь на окраине Москвы, в Черемушках. Когда же квартиросъемщики явились к домоуправу Барабашкину, состоящему в сговоре с партчиновником Дребедневым,тот отказался выдать им ключи. И завертелось... В конце концов, справедливость, конечно же восторжествовала, злодеи наказаны, и жильцы въехали в свои квартиры.
Искрометная пародийная партитура Шостаковича-сатирика пестрит цитатами из популярных в то время мелодий: молодая семейная пара, получив ордер, танцует на радостях рок-н-ролл на мотив «Цыпленок жареный» – в этой сцене блистала в Театре оперетты Татьяна Шмыга.
На Малой сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко постановку осуществляют молодые артисты театра, а также студенты мастерской Александра Тителя и Игоря Ясуловича в Российской академии театрального искусства. Ставит оперетту режиссер Ирина Лычагина, дирижер-постановщик спектакля – Мария Максимчук, художник-постановщик – обладательница «Золотой маски»-2005 за спектакль «Мадам Баттерфляй» Елена Степанова.