'Путешествие в Реймс' поставлено с истинно имперским размахом.
Фото Наташи Разиной предоставлено пресс-службой Мариинского театра
12.02. «Севильский цирюльник». Гастроли Ростовского государственного музыкального театра. Большой театр.
17.02.2006. «Путешествие в Реймс». Гастроли Мариинского театра. Большой театр.
«Дорогой Бог! Я был рожден для оперы-буффа, и ты хорошо это знаешь! Немного сноровки, немного сердечности, вот и все, что для нее нужно. Будь же благ и подари мне место в Раю», – написал в партитуре одного из своих поздних духовных сочинений Джоаккино Россини. Сердечности и сноровки ему было не занимать, его комические оперы свели с ума сначала Италию, а затем Францию, он перебрался в Париж, имел здесь колоссальный успех, но вдруг┘ Никто, собственно, не знает, что именно произошло. Просто, будучи тридцати семи лет от роду, он без всяких видимых причин навсегда перестал сочинять для театра. Начиная с 1829 года и до конца своих дней (то есть примерно сорок лет) он вел светский образ жизни, принимал гостей, забавлялся изобретением новых кулинарных рецептов, временами писал духовные и светские пьесы, – но больше не создал ни одной оперы, и остается только предполагать, что было причиной его молчания.
На будущей неделе подобные догадки можно будет строить, вдохновившись двумя гастрольными постановками его замечательных опер-буфф. Под знаком «Золотой маски» пройдут спектакли Ростовского музыкального театра и Мариинки: 12 февраля ростовчане покажут «Севильского цирюльника», 17 февраля выступят петербуржцы (они привезут знаменитое «Путешествие в Реймс», поставленное совместно с парижским театром Шатле).
У Ростовского театра в этом году юбилей (75 лет), и поэтому мы сможем увидеть целых четыре гастрольных спектакля: «Мадам Баттерфляй» и «Леди Макбет Мценского уезда» уже были в Москве, «Орфей в аду» Оффенбаха и «Севильский цирюльник» Россини приезжают впервые.
Что до петербуржцев, то «Путешествие в Реймс» было поставлено в апреле в Мариинке, а совсем недавно, в декабре, этот спектакль побывал на гастролях в Париже. Если верить рецензиям Le Figaro, в спектакле поражает «чувство времени и синхронность, с которой действуют музыканты», и все это в условиях, когда между певцами и дирижером «нет зрительного контакта».
Опера эта была написана для исполнения на коронации Карла X. В ней всем миром воспевают французского короля: испанец, немец, итальянцы, русский граф, англичанин, польская маркиза и, конечно, парижские аристократы собрались в гостинице «Золотая лилия» (намек на королевскую лилию Франции), чтобы отправиться в Реймс на коронацию. Однако по такой прозаической причине, как отсутствие лошадей, в Реймс они не поехали и праздновать решили не выходя из отеля – каждый на свой лад поет песнь монарху, причем англичанин, например, исполняет гимн God Save The King.
Конечно, на премьере в 1825 году все это исполнено было с подобающим блеском и успех имело необыкновенный, но вскоре после того, как отшумели торжества, Россини забрал партитуру из театра, и она где-то затерялась. Правление Карла X, несмотря на все оперные напутствия, как известно, длилось недолго: настал революционный 1830 год, и король вынужден был отречься от престола, а потом уехать за границу. Для Россини это означало прекращение контракта с театром, но не только. Он не спешил найти новые заказы и внимательно наблюдал за тем, что происходило в опере и на концертах.
А происходило вот что: с огромным успехом шел «Вольный стрелок» Вебера, произвела фурор «Фантастическая симфония» Берлиоза, знаковым сочинением стал «Роберт-Дьявол» Мейербера, – то есть парижское общество теперь интересовали совсем иные образы. Горожане по-прежнему каждый вечер наводняли театры – но только там теперь гораздо реже давали оперы старого образца. Стиль, который любил Россини, оставался в прошлом, а принять новые правила игры он не хотел. Получается, что именно «Путешествие в Реймс», пока не обладая той популярностью, которая свойственна «Цирюльнику» или «Золушке», как будто намекает на разгадку молчания Россини: опера открывает череду парижских сочинений этого автора и обозначает начало правления Карла X. По стечению обстоятельств конец этого правления привел к завершению оперной карьеры Россини.
Оперу не исполняли со времен премьеры вплоть до 1984 года (тогда она прозвучала на фестивале в Пезаро под управлением Клаудио Аббадо). Мы же увидим постановку Алена Маратра (режиссер) и Пьера-Алена Бертола (художник), дирижировать будет Туган Сохиев, петь – солисты Мариинского театра (среди них, например, Лариса Юдина, успевшая прославиться в партии графини де Фольвиль).