Иржи Давид. Проект 'My hostage'.
Фото предоставлено пресс-службой ГЦСИ
19.01.06–19.02.06. Выставка современного чешского искусства «В межвременье». ГЦСИ.
Едва столичные жители успели вернуться после праздников на работу и сориентироваться в днях недели, как в Государственном Центре современного искусства открывается выставка с актуальным названием «В межвременье». Однако чешские творцы никак не привязывают концепцию всего действа к прекрасным российским реалиям, а рассказывают о своем мироощущении.
По мнению куратора выставки Власты Чигаковой-Ноширо, межвременье – это переходный момент между образами и реальностью, традиционным художественным полотном и цифровым принтом, скульптурой и интерактивной инсталляцией. Деятели актуального искусства, которых мы увидим на выставке, предприняли попытку осмысления современных медиасредств и традиционной живописи.
Удобно называть свои выставки расплывчато, абстрактно – так появляется множество трактовок наименования. Помимо всех эстетических выкладок, «межвременье», по мнению куратора, еще и отражает состояние Чехии после вступления в Евросоюз: столкновение глобального и локального, национального и космополитического, новое осмысление собственной специфики и сосуществование с разными культурами.
По большому счету, это первая выставка в Москве, где современное чешское искусство будет представлено в таком масштабе и разнообразии. В ней примут участие 15 художников – от заслуженных мастеров, таких как Иржи Давид, Вацлав Стратил и Михал Габриэл, до совсем юных, но невероятно активных арт-деятелей. Самому молодому участнику, Яну Кадлецу, всего лишь 21 год, однако он уже успел поучаствовать во многих международных форумах и запомниться публике. Например, своей инсталляцией с игрушечным поросенком, собирающимся прыгнуть с трамплина.
А с самым, пожалуй, знаменитым автором, Иржи Давидом, российская публика уже имела возможность познакомиться. Именно он (это можно было увидеть в М’АРСе три года назад) заставлял сильных мира сего прослезиться – в ⌠Фотошопе■ делал им красные глаза и распухшие веки на фотографиях, как будто они больше не могут выносить всей горечи бытия. Давид также является автором проекта «Скрытые лица» – это воплощенная мечта любого школьника, который узнал на уроке анатомии, что, оказывается, человеческое лицо асимметрично, а левая половина разительно отличается от правой. Манипулируя опять-таки фотографиями знаменитостей, Иржи Давид соединял две левые и правые половины лица, таким образом получая два совершенно разных портрета (интровертный и экстравертный) одного и того же человека. А вся Прага знает творчество художника благодаря гигантской инсталляции в виде пылающего неонового сердца над Градом, которое светилось неистовым алым цветом в последние месяцы правления Вацлава Гавела. Дело в том, что первый президент Чешской Республики рядом со своей подписью трогательно рисовал небольшое сердечко.
Однако сам художник считает, что не имеет представления о том, что делает, зачем все нужно и кому предназначается. Судя по всему им созданному, такое творческое кредо – типичное кокетство в период этого самого межвременья, если пользоваться терминологией организаторов выставки.