Книжный знак, выполненный в технике цинкографии.
Экслибрисом называется вклеиваемый в книгу графически оформленный личный знак ее владельца. Иногда еще экслибрис могут назвать владельческим книжным знаком. В разговоре об этом важном элементе книжной культуры и одновременно разновидности графического искусства нам не обойтись без краткого исторического экскурса и знакомства с классификацией экслибриса.
Экслибрис придумали в XVI веке в Германии. Среди авторов ранних экслибрисов были такие великие мастера эпохи Возрождения, как Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах и Ганс Гольбейн-младший.
В России экслибрисы появились в начале XVIII века – наряду с другими европейскими новшествами, введенными Петром I. Естественно, что первыми владельцами экслибрисов были члены императорской фамилии, первые лица государства, представители знати. Знатный владелец книги украшал ее изображением своего герба, сопровождаемым, как правило, гордым латинским девизом. Но еще более эффектным способом обозначить владельца был суперэкслибрис: тот же герб, но вытисненный золотом на верхней крышке книжного переплета.
От герба к резиновому штампу
В следующем, XIX веке в России личная библиотека постепенно перестала быть принадлежностью исключительно привилегированных сословий. Владельцами значительных библиотек становились писатели, ученые и просто просвещенные люди, что способствовало массовому распространению экслибриса. Но это также приводило и к тому, что из помпезного изображения фамильного герба или замысловатого вензеля экслибрис зачастую превращался в том числе и в простой ярлык, выполненный типографским набором. Он служил лишь для указания фамилии владельца и обозначения постоянного места книги – номера полки и номера книжного шкафа. В дальнейшем книжный знак претерпел еще большие упрощения, вплоть до оттиска резинового штампа.
Но в ХХ веке, который породил изящную (и, что важно, целостную как произведение искусства) книгу, произошел настоящий ренессанс экслибриса. Экслибрис превратился практически в самостоятельный жанр графического искусства. И во многом благодаря тому обстоятельству, что к этому жанру в России обращались Георгий Нарбут, Иван Билибин, Елена Лансере, Лев Бакст, Константин Сомов, Михаил Добужинский, Александр Бенуа и другие значительные художники Серебряного века.
Именно в это время экслибрис обрел новый, более глубокий смысл – он все больше становился отражением личности, духовного мира и печатью вкуса своего владельца. Одновременно с этим началась, по большому счету, и эпоха коллекционирования экслибрисов. Это вид собирательства получил название экслибрисистики.
Экслибрис против идеологической цензуры
1920-е годы в России явились периодом расцвета гравюры на дереве. В это время ксилография возвратилась в искусство экслибриса (чтобы, кстати сказать, уже никогда не покидать его). Тогда же значительно расширилась тематика экслибрисов. В этот период книжный знак поднялся до философского обобщения и глубокого проникновения в сущность личности владельца книги. Этот поистине золотой век отечественного экслибриса неразрывно связан с именами Владимира Фаворского, Николая Пискарева, Алексея Кравченко, Николая Купреянова и других замечательных художников-графиков той эпохи.
Вновь большая мода на экслибрис пришла в 1960–1970-е годы. Это было вызвано не столько расцветом графики, сколько подъемом книжного коллекционирования, массовым библиофильским движением в стране. И несмотря на значительные ограничения творчества, связанные с узкими идеологическими рамками того времени, искусство экслибриса поднялось на новую ступень.
Одновременно с этим экслибрис начал проявлять себя и в другой своей ипостаси – выставочной (в противовес утилитарной, библиофильской). Это, надо сказать, нарушило условия жанра, но зато положительно сказалось на популярности экслибриса. Такие книжные знаки изначально изготавливаются как выставочный объект и одновременно как предмет коллекционирования. Они даже внешне почти всегда отличаются от традиционных, библиофильских. Как правило, такие экслибрисы большего размера, часто отпечатаны в сложных техниках (например, цветной офорт). Но престижные международные выставки, регулярно устраиваемые на самом высоком уровне, реально влияют на популярность и распространение экслибриса во всем мире.
Мода возвращается
Сейчас, в начале XXI века, похоже, интерес к экслибрису возвращается. В первую очередь – как к личному книжному знаку. Как говорит директор Музея экслибриса Международного союза книголюбов Владимир Лобурев, в последнее время в музей поступают десятки просьб помочь в изготовлении экслибрисов, тогда как еще два года назад такие обращения носили единичный характер, а три года назад их вообще не было.
А тем не менее в России никогда не прекращалась высокая традиция отечественной школы экслибриса. Работы мастеров отечественного экслибриса высоко ценятся на международном рынке; десятки зарубежных библиофилов ежегодно заказывают книжные знаки у российских мастеров. В этом отношении наши книголюбы находятся в привилегированном положении: и художники для них доступнее, и расценки ниже.