В тридцать лет скромный работник аргентинской мебельной промышленности Марсело Альварес решил заняться вокалом. В чем и преуспел.
Фото предоставлено пресс-службой ММДМ
Предновогоднему вокальному всплеску предшествует симпатичное множество фортепианных и камерных концертов. Например, 27 декабря в Малом зале Консерватории завершится оригинальный цикл: «Все симфонии Бетховена в фортепианном переложении» (Алексей Любимов, декан консерваторского факультета исторического исполнительства, сыграет 8-ю симфонию, а его ученики – в четыре руки – 9-ю). На следующий день, 28 декабря, в Камерном зале Дома музыки будет играть Шуберта романтичнейший Фредерик Кемпф, англичанин, так понравившийся нашей публике в 1998 г. на Конкурсе Чайковского.
Затем 29-го числа в Пушкинском музее на «Декабрьских вечерах» даст сольный концерт Элисо Вирсаладзе (Шопен, Шопен!).
В отношении собственно главной ночи уходящего года все интересней. 31 декабря Юрий Башмет в Зале им П.И. Чайковского продирижирует «Летучей мышью».
В Петербурге 31 декабря с некоей пока засекреченной программой выступят солисты Мариинки: после утреннего «Щелкунчика» у них еще вечерний гала-концерт.
В Москве, безусловно, весело будет в Большом зале консерватории, с солистами «Геликона» – никогда заранее неизвестно, что придумают Дмитрий Бертман и Владимир Понькин, но это непременно будет нечто вдохновляющее и обаятельное. Кстати, уже скоро, 8 января, «Геликон» обещает премьеру: моцартовскую оперу «Милосердие Тита» в концертном исполнении в Зале им. П.И. Чайковского.
Но помимо всего прочего намечается еще одно событие. Пока 31 декабря в Камерном зале Дома музыки Алексей Уткин играет Шостаковича и Телемана с солистами «Эрмитажа», в Светлановском зале Владимир Спиваков приготовил нечто грандиозное.
Прежде, чем плениться этой идеей, организаторы советуют взглянуть на цены билетов. Смотрим: цены – до 50 000 рублей. Что ж, уже грандиозно: на Каррераса попадали не больше, чем за 7000. Читаем афишу: приезжает аргентинец Марсело Альварес.
Надо сказать, что вокалистам случается начинать довольно поздно, и среди певцов можно встретить людей, совершивших самые удивительные карьерные виражи. Мария Биешу училась на факультете агролесомелиорации и обожала ездить на тракторе; Павел Лисициан освоил профессии молотобойца, клепальщика и бурильщика, а г-н Альварес занимался производством мебели. Вероятно, так он и провел бы дни свои, поставляя аргентинскому населению столы и кресла в колониальном стиле, если бы не заботливая супруга. Пока друзья склоняли Альвареса к распеванию фольклорных хитов в гостеприимных пивных заведениях, отважная женщина внушала ему мысль об оперной сцене. Подготовив почву, она нашла знакомого певца-тенора и устроила мужу прослушивание. На этом экзамене с Альваресом произошел, правда, некоторый конфуз. «Спойте, – говорят ему, – «O Sole Mio», – а он не знает «O Sole Mio». А также никаких других, приличествующих случаю номеров. Так или иначе, тридцатилетнего Альвареса взяли заниматься вокалом. Уже через год он отправился петь в Буэнос-Айрес, а через три – переехал в Европу. Театры Европы и Америки сдались без боя. Особый шик, конечно, был в выступлении в римском Колизее в 2003 г.: Альварес пел здесь вместе с итальянцем Сальваторе Личитра, после чего их стали называть преемниками Паваротти и Доминго. Иными словами, к нам едет всемирно известный солист в расцвете сил. Петь он будет популярные теноровые арии: ему, похоже, не свойственно мучиться поисками исключительно «своего» репертуара, он с явным удовольствием исполняет и «La donna e mobile», и «Una furtiva lagrima», и арию Хозе из «Кармен».
Но вот что удивительно: ведь, имей вы 50 000 рублей на концерт, вы можете того же Альвареса с успехом послушать не в Москве, а, скажем, в Дрездене, где он 13 января споет вам примерно в пять раз дешевле – за какие-то максимум 300 евро, да еще и не один, а с легендарной Анжелой Георгиу. Вашего капитала хватит, таким образом, и на перелет, и на отель, и на концерт. Может быть, по дороге к нам в Россию вокальное искусство резко дорожает? Прямо в пути?