Хороший буер может развивать скорость до 150 км/ч.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Тяжелое, набухшее ватой облаков небо, бледно-желтое болезненное солнце и необъятная белая пустыня покрытого сугробами озера Сенеж. С утра на термометрах – нешуточный минус, и привыкших к тепличной зиме москвичей продирают цепкие когти мороза. Однако холод и колючий ветер только на руку спортсменам, прибывшим сюда для участия в международной гонке на буерах и соревнованиях за Кубок России.
Гонки на экзотичных «крылолетах» – довольно закрытый вид спорта, что называется «для своих». Он до сих пор не относится к олимпийским видам и стоит в стороне от рекламы. Оттого зрителей на ледяном поле, мягко говоря, негусто. На изрытом, взбудораженном льду у берега – настоящее парусное стойбище. Спортсмены – около тридцати человек – вынули из упаковочных мешков разномастное пестрое снаряжение и собирают «ледяных коней». Почти все соревнующиеся – русские: из московского, питерского, новосибирского флотов. Исключения – немец и белорус.
Откуда ветер дует
Слово «буер» (boeier) голландского происхождения. Оно означает «кабина или платформа на коньках, движущаяся по льду с помощью паруса». На поверку «платформа» оказывается изящной узкой одноместной лодочкой длиной около пяти метров. Ее мастерят из пластика или дерева разных пород и ставят на три конька. Внутри лодочки – выемка, так называемый кокпит, в котором полулежа вытягивается гонщик. Перед кокпитом – крепкая, отливающая стальным блеском пятиметровая мачта с нижней перекладиной – гиком, по которому туго растянута кромка белого треугольного паруса. Чтобы определить, откуда дует ветер, на мачту привязывают цветные ленточки.
Мачты сейчас делают в основном из стеклопластика, а сам парус – из специального волокна – дакрона. Наиболее продвинутые буеристы используют армированную ткань с добавлением кевлара. Мощные лезвия коньков из нержавейки можно заменять коньками разной заточки (для разных состояний льда). На спортсменах – неброские комбинезоны, защитные шлемы и очки. Одеяние дородного краснолицего немца – Йорга Бонна из Бремена, серебряного призера чемпионата мира являет собой роскошный, длинный, черный, непромокаемый плащ-балахон с разлетающимися сзади фрачными фалдами┘
Та же яхта, только на льду
Буерный спорт издавна тесно завязан с яхтингом, что логически вполне объяснимо: буер – та же яхта, только на льду. Случайных людей среди гонщиков мало. Если кто-то хочет прийти в буерное дело, то лучше всего искать специальные секции при яхт-клубах. В Петербурге это яхт-клуб «Балтиец» и спортклуб «Кировец», а в Москве – клуб «Норд-Вест» в Строгино и Московская парусная школа на Клязьме.
За обучение новичков часто и денег не берут, а для тренировок предлагают учебный, тихоходный буер на лыжах. А новенький, с иголочки маневренный парусник, за 3 секунды развивающий скорость от 80 до 150 км/ч, стоит недешево – 2–3 тыс. долларов. За обкатанный просят и все 5 тысяч. Причина дороговизны – отсутствие серийного производства буеров в России. Буер – продукт ручной работы, выполняемой поштучно, на заказ. Многие гонщики сами же и конструируют свои аппараты.
Кстати, буер – не только спортивный снаряд. Он – предмет интереса закаленных полярников с обветренными лицами. Недавно, например, англичане разработали трехкорпусный и двухпарусный буер длиной 9 метров из канадского кедра и водонепроницаемой фанеры, установленный на лыжи. Именно на нем путешественник Федор Конюхов намеревается в одиночку пересечь Антарктиду.
Буер с задранной лапой
Есть у буеристов примета: полный штиль – нужно посвистеть, да еще присказка – если лед слабый, больше, чем по пять человек, в одном месте не собираться. Но сегодня и ветер (8–10 м/с), и мороз (–8оС) выдались хоть куда.
Заявлено четыре гонки – по 20 минут каждая. Правила несложны: преодолеть замкнутую дистанцию вокруг двух пар поворотных знаков на расстоянии двух километров друг от друга. Побеждает спортсмен с минимальным временем. Чтобы дать буеру разгон, гонщик разбегается, как в бобслее, и прыгает в норку-кокпит. Рулит он длинной рукояткой-румпелем, протянутой от переднего конька. Натягивая и ослабляя металлический трос-шкот, манипулирует парусом.
Перекидывая нижнюю кромку паруса – гик – от одного борта к другому, гонщик улавливает парусом потоки воздуха, и мелкое конькобежное суденышко двигается отдельными отрезками – галсами. Когда буерный отряд показывается вдали, возникает ощущение, что двигаются они змейкой, подобно горнолыжникам, обходящим красные флажки. Главное – не подходить слишком близко друг к другу, чтобы случайно не сцепиться.
Первый день гонок прошел не без потерь. При прямом столкновении один из буеров острым лезвием конька проломил корпус другому.
Парусные «трехконечники» пролетают в каких-нибудь десяти метрах от тебя, и тут понимаешь, насколько красива эта воздушная и стремительная гонка при ослепительно ярком солнце на чистом от снега льду.
Плавный и аккуратный разворот – даже тут внешний конек чуть-чуть приподнимается в воздух. Это называется «буер с задранной лапой». А если уж гонщик лихачит, то порою кажется, буер вот-вот опрокинется. «Особенно эффектно, когда они при перевороте встают на передний конек», – с профессиональным азартом хмыкают собравшиеся.