20.12–07.01. Фестиваль «Русская зима». Большой зал консерватории, Концертный зал им. П.И. Чайковского.
Итак, зима. Дождались своего часа Снегурочки, Щелкунчики, Летучие мыши и прочая зимне-праздничная музыка. Чтоб никто не сомневался в наступившем времени года, с 20 декабря по 7 января в Москве пройдет 42-й раунд ежегодного фестиваля «Русская зима».
Сыскать в этом фестивале какую-то объединяющую идею трудно: самые разные солисты выступают с самыми разными программами, так что Снегурочки-Щелкунчики здесь оказываются отнюдь не на первом плане. Почти ежегодно «Русскую зиму» даже ругают за отсутствие концепции: почему, спрашивается, некий более-менее произвольный отрезок концертной жизни вдруг назван фестивалем? Упреки эти, в общем, справедливы, но, с другой стороны, нет решительно ничего плохого в том, что афиши с именами Элисо Вирсаладзе, Виктора Третьякова, Натальи Гутман и многих других будут иметь фестивальный подзаголовок. Можно даже предположить, что вальяжность и необязательность программы как раз отражают соответствующие свойства русской натуры и потому являются не дефектом мероприятия, а его кредо. Но в таком случае в этом году нужно заметить одно исключение: «Русская зима» откроется 20 января двумя немецкими программами, которые, кажется, с немецкой точностью дополняют друг друга. Забавно, что это именно «кажется»: никакого преднамеренного расчета не было, концерты просто случайно совпали.
В этот вечер в Концертном зале имени Чайковского выступит прославленный Венский камерный оркестр Иоганна Штрауса (дирижер – Ола Руднер), который будет играть, понятное дело, Штраусов. А в Большом зале консерватории в это время можно будет услышать знаменитую Дебору Войт (США) – «вагнеровскую» певицу, выступающую и в Метрополитен-опере, и в Ковент-Гарден, и на Зальцбургском фестивале, и в той же Вене. Приезд этих музыкантов – достойное событие сезона и прекрасное начало фестиваля. Но, кроме того, обратим внимание вот на что.
Иоганн Штраус, сочиняя вальсы-польки-кадрили, все же в один прекрасный момент по настоянию супруги начал писать оперетты. Получалось у него блестяще, однако оперетта не была пределом его мечтаний. Жанром, увлекавшим в то время всех истых меломанов и критиков, была большая опера. Поклонники Верди сражались с поклонниками Вагнера, и это было серьезным, было «настоящим». А уделом Штрауса оставался придворный бал, его королевством была легкая музыка. Говорят, что такая ситуация не очень устраивала композитора и он тоже подумывал о написании большой оперы, но от этой идеи его отговорил Брамс.
20 января Венский камерный оркестр сыграет пьесы Иоганна Штрауса, а Дебора Войт замечательно споет сочинения его антипода, Рихарда Вагнера (оркестром «Новая Россия» будет дирижировать Евгений Бушков). А чтобы симметрия была еще более ощутима, на этом же концерте прозвучат вальсы Рихарда Штрауса из его оперы «Кавалер роз», – а навеяны они были, конечно, не кем иным, как Штраусом Иоганном. В общем, получается, что «Русской зиме» предшествует немецкий форшпиль и выглядит он безукоризненно стройным.
Вот ведь немцы: даже простое совпадение кажется концептуальным ходом, в то время как наш «продуманный» фестиваль производит впечатление случайной (но очень приятной) панорамы.