Все подчинено одной идее – зацепить взгляд спешащего по делам гражданина.
Плакат фильма «Волга, Волга», 1938 г.
19.12–12.01. Выставка «Советский киноплакат. 1920–1930-е годы». Московский музей современного искусства.
═
Свобода цветовых контрастов, оголенность метафор, безудержный триумф фотомонтажа, взъерошенная геометрия и динамика стремительно летящих наискосок вертикалей – вот что такое советский плакат начала XX века. Творчество молодых художников-конструктивистов и графиков, закаленное революцией, создавалось в те времена не для того, чтобы украшать стены импозантных художественных галерей. Оно выходило на дождливую промозглую улицу и со стен домов крикливо взывало – бить ли буржуев, идти ли в колхоз, покупать зубной порошок или смотреть захватывающую кинокартину.
Афиша как наиболее яркая грань плакатного жанра 1920–1930-х резко отличалась от своих предков – гравированных лубочных картинок начала XIX века. На материале черно-белых немых кинолент братья Владимир и Георгий Стенберги создали совершенно новый тип плаката, в котором простоватые сюжеты фильмов выражались с помощью неожиданных и головокружительных образов. Виною этому была абсолютная и безраздельная свобода обращения с материалом, подразумевающая преступное несоблюдение пропорций и цветовых соответствий.
Наряду с традиционными румяными лицами колхозниц в цветастых платочках в полотно нагло вгрызались трубы заводов, ввинчивались индустриальные спирали и устремлялись в небо радиовышки. Легкомысленные блондинки и герои-любовники со страстными профилями становились поводом и материалом для создания немыслимых графических шедевров.
Из старого «синема» в киноплакат врывались смелые ракурсы, яркость, хлесткость, энергичность, наслоения коллажа и монтажа, краткость и емкость выражения смыслов. Все было подчинено одной идее – зацепить взгляд спешащего по своим делам советского гражданина.
Выставку советского киноплаката в Московском музее современного искусства стоит посетить уже потому, что на ней впервые будут продемонстрированы подлинники плакатной продукции из фондов Музея кино – примерно 150 работ, среди которых графика, фотомонтаж и модернистская фотография. Подчиненная четкой хронологии экспозиция позволит наблюдать развитие жанра от первых дореволюционных рисованных афиш. Помимо произведений Стенбергов можно будет увидеть работы гениального певца авангардного соцреализма – фотографа и декоратора Александра Родченко, а также Николая Руклевского, Густава Клуциса и других плакатистов.
Насмотревшись афиш, публика сможет отправиться прямиком в кинозал и насладиться целой ретроспективой отечественного кино 1916–1930-х годов, в программу которой вошли такие классические ленты, как картина Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом», «Пышка» Михаила Ромма и «Стачка» Сергея Эйзенштейна.