Адриан Корнелис Белдмакер. Портрет мальчика с собакой. 1674 г.
15.12–15.03. Выставка «Золотые дети. Детский европейский портрет XVI–XIX вв». Государственный исторический музей.
═
Государственный исторический музей представляет публике необычную выставку – «Золотые дети». Впервые в Москву приедут картины из коллекции детского европейского портрета XVI–XIX веков, принадлежащей Фонду Янник и Бена Якобер. Чета Якоберов собирает наследие современного итало-американского живописца Доменико Ньоли и искусство XX века, причем в коллекции есть работы звезд первой величины, например, Ребекки Хорн. Но главной жемчужиной коллекции все же является собрание детских портретов, причем география его «героев» весьма разнообразна – это практически все основные европейские школы живописи, а во временном отношении предпочтение отдается XVI–XVII векам.
Большинство детей, изображенных на картинах, принадлежали к царствующим домам Европы и аристократическим семействам. Некоторые из них хорошо «знакомы» искусствоведам и любителям искусства, как, например, инфанта Маргарита-Тереза, которую неоднократно писал Веласкес (один из этих портретов не так давно привозили в ГМИИ), другие же могут стать приятным открытием. Среди авторов портретов много придворных живописцев разных монарших домов, что и понятно – кому как не им было создавать живописные хроники королевских отпрысков.
На выставке будут представлены работы многих известных художников, принадлежавших к разным национальным школам, среди них произведения Оттавио Леони – римского портретиста и современника Караваджо, знаменитого французского мастера эпохи рококо Жана-Батиста Удри и многих других.
Сами владельцы коллекции особо выделяют испанскую часть собрания. На выставке она будет представлена портретами инфанты Маргариты-Терезы, предположительно кисти художника Франсиско-Игнасиа де ла Иглесиа, короля Испании Карла II кисти Хуана Карреньо де Миранда и другими.
Мир ребенка прошлых веков существенно отличался от мира детей современных. Дело не только в аристократизме или его отсутствии: само отношение к детям и их проблемам на протяжении многих веков было совершенно иным. Выставленные в ГМИИ портреты красноречивей многих мемуаров расскажут, как выглядели, как были одеты и во что играли дети королей и аристократов в Испании и Италии, Франции и восточноевропейских странах на протяжении четырех столетий. Так что ценность привезенных «золотых детей» двойная – и художественная, и историческая.